Одна ракета, две миссии: Лунные корабли, построенные американскими и японскими компаниями, в среду отправились на Луну, демонстрируя растущую роль частного сектора в освоении космоса.
На борту ракеты SpaceX Falcon 9, стартовавшей из Космического центра Кеннеди во Флориде, находились Blue Ghost от Firefly Aerospace и Resilience от ispace of Japan, которая также развернет микроровер.
Обе беспилотные миссии призваны развить успех базирующейся в Техасе компании Intuitive Machines, которая в прошлом году стала первой компанией, успешно приземлившейся на небесном соседе Земли.
До недавнего времени лишь горстке хорошо финансируемых национальных космических агентств удалось осуществить мягкую посадку на Луну, начиная с Советского Союза в 1966 году.
Однако теперь несколько развивающихся американских компаний пытаются повторить этот подвиг в рамках экспериментальной программы NASA Commercial Lunar Payload Services, целью которой является сокращение затрат и стимулирование лунной экономики.
США планируют установить постоянное присутствие человека на Луне в конце этого десятилетия в рамках программы «Артемида», используя коммерческих партнеров для доставки критически важного оборудования за небольшую часть стоимости миссий под руководством правительства.
«Каждая веха, которую мы достигнем, предоставит ценные данные для будущих миссий и в конечном итоге гарантирует, что Соединенные Штаты и наши международные партнеры останутся на переднем крае освоения космоса», — заявил во вторник генеральный директор Firefly Aerospace Джейсон Ким.
«Светлячок — это стартовый сигнал. Давайте полетим в небо призрачными гонщиками!»
Оставайтесь в вертикальном положении
С японской стороны первая попытка базирующейся в Токио компании ispace высадиться на Луну закончилась неустранимой «жесткой посадкой» в апреле 2023 года.
«Важно снова бросить себе вызов после того, как мы пережили неудачи и извлекли уроки из них», — заявил на прошлой неделе основатель и генеральный директор ispace Такеши Хакамада.
«Сегодня мы возвращаемся на Луну», — говорится в сообщении в аккаунте ispace-X в среду, добавляя в рекламный видеоролик: «Сегодня мы доказываем нашу устойчивость».
По словам исполнительного директора SpaceX Джулианны Шейман, Blue Ghost установлен на Resilience в Falcon 9 и будет развернут первым, а почти через 30 минут последует Resilience.
У двух космических кораблей разные графики достижения Луны.
Blue Ghost планирует завершить свое путешествие за 45 дней, постепенно увеличивая свою орбиту вокруг Земли, прежде чем выйти на лунную орбиту и приземлиться возле Монс Латрей, вулканической скалы в Море Кризиса на северо-восточной стороне Луны.
«С помощью 10 инструментов НАСА в этом полете мы проводим научные исследования… от характеристики магнитосферы Земли до понимания лунной пыли, внутренней структуры и тепловых свойств Луны», — сказала ученый НАСА Мария Бэнкс.
Blue Ghost также проводит демонстрации технологий, посвященных навигации и вычислениям в суровых радиационных условиях Луны.
Арт «Лунный дом»
Между тем, Resilience потребуется четыре-пять месяцев, чтобы достичь пункта назначения в Море Фригорис, на крайнем севере Луны.
Его полезная нагрузка включает научные инструменты, но центральным элементом является Tenacious, микровездеход, разработанный ispace-Europe, дочерней компанией в Люксембурге.
Четырехколесный робот оснащен камерой высокого разрешения и попытается собрать реголит — рыхлый материал с поверхности Луны.
На фасаде также есть небольшой красный «лунный домик», созданный шведским художником Микаэлем Генбергом.
Предпосылкой достижения этих амбициозных целей является успешная «мягкая посадка» – задача, полная вызовов.
Космическим кораблям приходится преодолевать опасные валуны и кратеры и полностью полагаться на двигатели для управляемого спуска, поскольку нет атмосферы, которая могла бы поддерживать парашюты.
Последнее препятствие, как показали недавние операции, остается на месте.
Когда «Одиссей» компании Intuitive Machines приземлился в апреле 2024 года, он перевернулся, что ограничило возможности проведения исследований.
Аналогичным образом, японский посадочный модуль SLIM, приземлившийся в марте 2024 года, приземлился под косым углом, в результате чего его солнечные панели были расположены неудачно, что также сократило срок его эксплуатации.