Космонавтика

Частные американские и японские лунные корабли запускаются с помощью одной ракеты

Ракета SpaceX Falcon 9 с посадочными модулями Blue Ghost компании Firefly Aerospace и лунными посадочными модулями Resilience компании ispace вылетает на орбиту после старта со стартового комплекса 39А в Космическом центре Кеннеди.

Ракета SpaceX Falcon 9 с посадочным модулем Blue Ghost компании Firefly Aerospace и лунными посадочными модулями Resilience компании ispace вылетает на орбиту после старта со стартового комплекса 39А в Космическом центре Кеннеди.

Одна ракета, две миссии: Лунные корабли, построенные американскими и японскими компаниями, в среду отправились на Луну, демонстрируя растущую роль частного сектора в освоении космоса.

На борту ракеты SpaceX Falcon 9, стартовавшей из Космического центра Кеннеди во Флориде, находились Blue Ghost от Firefly Aerospace и Resilience от ispace of Japan, которая также развернет микроровер.

Обе беспилотные миссии призваны развить успех базирующейся в Техасе компании Intuitive Machines, которая в прошлом году стала первой компанией, успешно приземлившейся на небесном соседе Земли.

До недавнего времени лишь горстке хорошо финансируемых национальных космических агентств удалось осуществить мягкую посадку на Луну, начиная с Советского Союза в 1966 году.

Однако теперь несколько развивающихся американских компаний пытаются повторить этот подвиг в рамках экспериментальной программы NASA Commercial Lunar Payload Services, целью которой является сокращение затрат и стимулирование лунной экономики.

США планируют установить постоянное присутствие человека на Луне в конце этого десятилетия в рамках программы «Артемида», используя коммерческих партнеров для доставки критически важного оборудования за небольшую часть стоимости миссий под руководством правительства.

«Каждая веха, которую мы достигнем, предоставит ценные данные для будущих миссий и в конечном итоге гарантирует, что Соединенные Штаты и наши международные партнеры останутся на переднем крае освоения космоса», — заявил во вторник генеральный директор Firefly Aerospace Джейсон Ким.

«Светлячок — это стартовый сигнал. Давайте полетим в небо призрачными гонщиками!»

Японский посадочный модуль летит на Луну

Графика запланированных этапов японского лунного корабля HAKUTO-R Mission 2.

Оставайтесь в вертикальном положении

С японской стороны первая попытка базирующейся в Токио компании ispace высадиться на Луну закончилась неустранимой «жесткой посадкой» в апреле 2023 года.

«Важно снова бросить себе вызов после того, как мы пережили неудачи и извлекли уроки из них», — заявил на прошлой неделе основатель и генеральный директор ispace Такеши Хакамада.

«Сегодня мы возвращаемся на Луну», — говорится в сообщении в аккаунте ispace-X в среду, добавляя в рекламный видеоролик: «Сегодня мы доказываем нашу устойчивость».

По словам исполнительного директора SpaceX Джулианны Шейман, Blue Ghost установлен на Resilience в Falcon 9 и будет развернут первым, а почти через 30 минут последует Resilience.

У двух космических кораблей разные графики достижения Луны.

Blue Ghost планирует завершить свое путешествие за 45 дней, постепенно увеличивая свою орбиту вокруг Земли, прежде чем выйти на лунную орбиту и приземлиться возле Монс Латрей, вулканической скалы в Море Кризиса на северо-восточной стороне Луны.

На этом раздаточном изображении, предоставленном ispace, лунный посадочный модуль Resilience виден интегрированным в адаптер ракеты-носителя SpaceX Falcon 9.

На этом рекламном изображении, предоставленном ispace, лунный посадочный модуль Resilience интегрирован в адаптер ракеты-носителя SpaceX Falcon 9.

«С помощью 10 инструментов НАСА в этом полете мы проводим научные исследования… от характеристики магнитосферы Земли до понимания лунной пыли, внутренней структуры и тепловых свойств Луны», — сказала ученый НАСА Мария Бэнкс.

Blue Ghost также проводит демонстрации технологий, посвященных навигации и вычислениям в суровых радиационных условиях Луны.

Арт «Лунный дом»

Между тем, Resilience потребуется четыре-пять месяцев, чтобы достичь пункта назначения в Море Фригорис, на крайнем севере Луны.

Его полезная нагрузка включает научные инструменты, но центральным элементом является Tenacious, микровездеход, разработанный ispace-Europe, дочерней компанией в Люксембурге.

Четырехколесный робот оснащен камерой высокого разрешения и попытается собрать реголит — рыхлый материал с поверхности Луны.

На фасаде также есть небольшой красный «лунный домик», созданный шведским художником Микаэлем Генбергом.

На этом раздаточном изображении без даты, любезно предоставленном Firefly Aerospace, показан полностью собранный лунный посадочный модуль Blue Ghost Mission 1.

На этом раздаточном изображении без даты, любезно предоставленном Firefly Aerospace, показан полностью собранный лунный посадочный модуль Blue Ghost Mission 1.

Предпосылкой достижения этих амбициозных целей является успешная «мягкая посадка» – задача, полная вызовов.

Космическим кораблям приходится преодолевать опасные валуны и кратеры и полностью полагаться на двигатели для управляемого спуска, поскольку нет атмосферы, которая могла бы поддерживать парашюты.

Последнее препятствие, как показали недавние операции, остается на месте.

Когда «Одиссей» компании Intuitive Machines приземлился в апреле 2024 года, он перевернулся, что ограничило возможности проведения исследований.

Аналогичным образом, японский посадочный модуль SLIM, приземлившийся в марте 2024 года, приземлился под косым углом, в результате чего его солнечные панели были расположены неудачно, что также сократило срок его эксплуатации.

Кнопка «Наверх»