Космонавтика

ФАУ закрыло расследование несчастного случая с ракетой RS1 компании ABL

В понедельник компания ABL Space Systems объявила, что ФАУ завершило расследование аномалии, произошедшей во время первого запуска RS1. Теперь у компании есть список корректирующих действий, которые необходимо выполнить, прежде чем она сможет снова попытаться запустить свою ракету.

ABL на пути к следующему запуску

Возможно, вы забыли об этом, потому что я точно знаю, что забыл, но ранее в этом году компания ABL Space Systems запустила свою первую ракету RS1. Ну, он попытался это сделать.

10 января 2023 года ABL попыталась запустить свою первую ракету RS1 с Тихоокеанского космодрома на Аляске, недалеко от Кадьяка. Компания не проводила прямых веб-трансляций, но предоставляла обновления о том, что тогда называлось Twitter, а теперь X (такие были дни). Репортаж завершился тем, что компания заявила, что произошла аномалия, разрушившая площадку и ракету после старта.

Согласно заявлению в понедельник, теперь у нас есть более подробная информация о том, что на самом деле произошло в тот день.

Авария произошла через 10,93 секунды после взлета, когда пожар в кормовой полости повредил жгуты ключей и вызвал полную потерю мощности. Все двигатели выключились одновременно, поскольку клапаны двигателя обесточились и прекратили тягу, в результате чего корабль врезался и взорвался на стартовой площадке Тихоокеанского космодрома в Кадьяке, Аляска. Источником возгорания считают слишком ограниченную пусковую установку и пламеотражатель, которые создавали рециркуляцию шлейфа, перегружая базовый тепловой экран RS1.

АБЛ Спейс Системс

После неудачного запуска ABL начала расследование происшествия под контролем ФАУ. В рамках этого расследования ABL обнаружила 22 корректирующих действия, которые необходимы для предотвращения подобных происшествий в будущем. Компании придется закрыть любые вопросы общественной безопасности, прежде чем ФАУ получит разрешение на повторный запуск.

Сможет ли ABL повлиять на SpaceX?

RS1 компании ABL представляет собой легкую ракету-носитель, способную доставить до 1350 кг на низкую околоземную орбиту и предназначенную для запуска на площадках с минимальной инфраструктурой и доставки ракет в транспортных контейнерах.

Запуски SmallSat были в центре внимания уже несколько лет, с тех пор как Rocket Lab начала регулярно запускать свою ракету Electron. Однако рынок не благосклонно относился ко многим стартапам, пытающимся конкурировать в ныне переполненной отрасли. Virgin Orbit обанкротилась в начале этого года, Astra, скорее всего, будет следующей, а Relativity консервировала свою ракету-носитель SmallSat для более крупной ракеты.

Самой большой проблемой была SpaceX. Да, SpaceX — компания, чья самая маленькая ракета может запустить сразу несколько других ракет-носителей. Компания начала проводить миссии совместного использования в 2021 году и запускает сотни спутников одновременно.

SpaceX может сделать это с гораздо меньшими затратами, чем специальные ракеты, благодаря большому количеству клиентов в одном полете.

Однако в манифесте ABL указано 70 полетов, а Lockheed Martin выступает как инвестором, так и партнером для запуска большого количества миссий. Самая большая проблема для многих запускаемых стартапов — найти такого якорного клиента. У SpaceX были NASA и Iridium, у Rocket Lab были Planet, Spire и BlackSky, а у Virgin Orbit — ну, никого.

НАСА и даже Министерство обороны стали более открыты для запуска ракет с повышенным риском по небольшим контрактам и с меньшей легкостью почти полностью финансируют ракету, как это было для SpaceX. Таким образом, доверие к коммерческому партнеру, который купит большую часть запусков, является ключом к успеху.

Однако самый большой вопрос заключается в следующем: сможет ли кто-нибудь внести свой вклад в миссию совместного использования автомобилей SpaceX и при этом остаться прибыльным?

Кнопка «Наверх»