Космонавтика

На этой фотографии, предоставленной НАСА, показаны (слева направо) Рид Уайзман, Виктор Гловер и Кристина Кох, а также астронавт CSA (Канадское космическое агентство) Джереми Хансен во время испытаний в Космическом центре Кеннеди во Флориде в среду, 20 сентября 2023 года. с 2023 года, представив четырех астронавтов, которые должны облететь Луну в конце 2024 года. Второй экипаж, все еще неопознанный, действительно приземлится. Фото: НАСА через AP.

Луна, астероиды и новейшие ракеты возглавили мировые космические новости в 2023 году.

Ракета-монстр Илона Маска добралась до космоса во время второго испытательного полета, а затем снова взорвалась. Индия успешно высадилась на Луну, опередив потерпевшую крушение Россию. А НАСА привезло свои первые образцы астероида.

Это лишь некоторые из космических удач и промахов 2023 года. И это еще не все, что произойдет в 2024 году.

ЛУННАЯ МАНИЯ

Луна была самым горячим билетом в городе: в 2023 году на нее попытались приземлиться Россия, Индия и частная японская компания. Победу одержала только Индия, став четвертой страной, сделавшей это. Две американские компании, Китай и Японское космическое агентство планируют приземлиться, некоторые уже в январе. НАСА начало 2023 год с представления четырех астронавтов, которые должны облететь Луну в конце 2024 года — троих из США и канадца. Еще один экипаж действительно приземлится, но сроки неизвестны.

РАКЕТНЫЕ ДЕБЮТЫ

Самая большая и мощная ракета из когда-либо построенных, Starship компании SpaceX, дважды запускалась из Южного Техаса в 2023 году и оба раза взорвалась и засорила Мексиканский залив. Второй испытательный полет длился вдвое дольше и составил 93 мили (150 километров). SpaceX хочет, чтобы пустой космический корабль совершил кругосветное путешествие, прежде чем добавлять спутники и людей. Следующим луноходам НАСА понадобится звездолет, чтобы добраться до лунной поверхности. В 2024 году дебютируют еще три ракеты: Vulcan компании United Launch Alliance с лунным посадочным модулем, New Glenn компании Blue Origin, первая ракета орбитального класса компании, и модернизированная европейская ракета Ariane 6.

На этом изображении, предоставленном Индийской организацией космических исследований, показан спускаемый аппарат «Викрам», снятый марсоходом «Прагьян», на поверхности Луны 30 августа 2023 года. В 2023 году Индия стала четвертой страной, совершившей высадку на Луне. Кредит: ISRO через AP

АСТЕРОИД ОСЕНЬ

НАСА назвало это осенью астероида. В сентябре космический корабль «Осирис-Рекс» доставил партию обломков, собранных с астероида Бенну. Пару недель спустя космический корабль «Психея» отправился в шестилетний круиз к богатому металлами астероиду с таким же названием. Затем, в ноябре, космический корабль «Люси» пролетел мимо первого астероида на своем насыщенном маршруте и обнаружил мини-луну с двумя сросшимися шарами. Работники лаборатории в Хьюстоне все еще пытаются открыть контейнер с образцом астероида, приземлившийся в пустыне Юты. На данный момент ученые удалили 2,5 унции (70 граммов) черной пыли и осколков камня Бенну.

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

Virgin Galactic Ричарда Брэнсона начала возить туристов на короткие поездки в космос в 2023 году и совершила пять запусков для клиентов менее чем за пять месяцев из Нью-Мексико. Планируется еще лишь несколько, прежде чем компания прекратит работу в середине 2024 года, чтобы разработать ракетный корабль, который сможет летать больше людей и чаще. Компания Маска SpaceX совершила свой второй частный полет на Международную космическую станцию, и впереди еще несколько чартерных рейсов, а также первый частный выход в открытый космос. Blue Origin Джеффа Безоса не запускала пассажиров с тех пор, как в 2022 году в Техасе разбились эксперименты по перевозке ракеты New Shepard.

• Изображения: Луна, астероиды и новые ракеты возглавили мировые космические новости в 2023 году

На этом изображении, предоставленном НАСА в июле 2023 года, виден облачный комплекс Ро Змееносца, ближайшая к Земле область звездообразования, заснятый космическим телескопом Джеймса Уэбба. (NASA, ESA, CSA, STScI, Клаус Понтоппидан (STScI) Обработка изображений Алисса Пэган (STScI) через AP)

На этой фотографии, предоставленной SpaceX, изображен звездолет компании, стартовавший из Бока-Чика, штат Техас, 20 апреля 2023 года. Самая большая и мощная ракета, когда-либо построенная, дважды запускалась из Южного Техаса в 2023 году и оба раза взорвалась и засорила Мексиканский залив. . Кредит: SpaceX через AP

На этой фотографии, предоставленной НАСА, Мари Монтойя (слева) и Кертис Кальва используют инструменты для сбора частиц астероида с основания контейнера 27 сентября 2023 года в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. Космический корабль «Осирис-Рекс» доставил партию обломков, собранных с астероида Бенну. Фото: НАСА через AP, файл.

Луна проходит между Землей и Солнцем во время редкого затмения «огненного кольца», наблюдаемого из национального парка Брайс-Каньон, штат Юта, в субботу, 14 октября 2023 года. Фото: AP Photo/Rick Bowmer, File

Гости смотрят прямую трансляцию из ракетного самолета Unity 22 компании Virgin Galactic, на которой показаны космические туристки Анастатия Майерс, 18 лет, и ее мать Кейша Шахафф (сзади) в космодроме Америка, недалеко от Истины или последствий, штат Нью-Мексико, четверг, 10 августа 2023 года. Virgin Galactic отправляет своих первых космических туристов в давно отложенный полет на ракетном корабле. Фото: AP Photo/Андрес Лейтон, File

Люди наблюдают за редким солнечным затмением «огненного кольца» на Лас-Вегас-Стрип в субботу, 14 октября 2023 года, в Лас-Вегасе. Фото: AP Photo/Джон Лочер, File

НЕБЕСНЫЕ КРУПНЫЕ ПЛАНЫ

Космический телескоп Джеймса Уэбба ознаменовал свой первый год космических снимков, опубликовав чудесный снимок ближайшей к Земле области звездообразования. За этим последовал свежий взгляд на Крабовидную туманность, остаток сверхновой, ранее сфотографированный космическим телескопом Хаббл, и помог обнаружить самую старую черную дыру, голиафа, образовавшуюся через 470 миллионов лет после Большого взрыва. «Джеймс Уэбб продолжает делать для нас невероятные вещи», — сказал глава НАСА Билл Нельсон. «Хаббл» продолжает выпускать свои собственные гламурные снимки спустя 30 лет после того, как астронавты, вышедшие в открытый космос, восстановили зрение в одной из самых захватывающих миссий шаттла за всю историю.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАТМЕНИЯ

Америка наслаждалась затмением «огненного кольца» в октябре, закуской к полному солнечному затмению, приближающемуся в апреле. Солнце, Луна и Земля выстроились в ряд, образовав «огненное кольцо» солнечного затмения от Орегона до Техаса и некоторых частей Центральной и Южной Америки. Луна была слишком далеко от Земли, чтобы полностью закрыть Солнце, но 8 апреля она будет на правильном расстоянии. Полное солнечное затмение начнется в Мексике и направится на северо-восток через Техас и Арканзас, Средний Запад, северную часть штата Нью-Йорк, Нью-Йорк. Англия и Канада.