Космонавтика

Starliner компании Boeing присоединяется к избранному клубу пилотируемых космических кораблей США

И SpaceX, и Boeing приняли классическую конструкцию капсулы в форме леденца, но с современными нотками: гладкие дисплеи, автономный полет и возможность полного повторного использования.

И SpaceX, и Boeing приняли классическую конструкцию капсулы в форме леденца, но с современными нотками: элегантные дисплеи, автономный полет и возможность полного повторного использования.

В анналах американских космических исследований лишь немногим избранным космическим кораблям удавалось доставлять людей за пределы Земли.

На следующей неделе компания Boeing собирается присоединиться к этой элитной группе с долгожданным запуском своей капсулы Starliner, корабля шестого класса, построенного в Соединенных Штатах для астронавтов НАСА.

Вот краткий обзор их легендарного прошлого, отмеченного революционными триумфами и некоторыми разрушительными неудачами.

Меркурий

Известный как американский «человек в космосе» программе «Проект Меркурий» родился всего через несколько дней после того, как в 1958 году было создано само НАСА, и официальные лица определились с термином «космонавты» для своих исследователей космоса.

5 мая 1961 года Алан Шепард стал первым американцем, полетевшим в космос во время 15-минутного суборбитального полета в одноместной конусообразной капсуле — примерно через месяц после того, как советский Юрий Гагарин стал первым человеком, достигшим подвиг.

Еще одно событие произошло в феврале 1962 года, когда астронавт Меркурия Джон Гленн стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли.

Черный математик Кэтрин Джонсон, история которой увековечена в книге и фильме «Скрытые фигуры,» был среди тех, кто неустанно работал с нуля, чтобы обеспечить успех программы.

На снимке, сделанном 13 августа 1965 года на мысе Канаверал, штат Флорида, изображены американские астронавты, командирский пилот Л. Гордон Купер и пилот Чарльз М. «Пит». Конрад внутри капсулы во время тренировки миссии Gemini V.
На снимке, датированном 13 августа 1965 года на мысе Канаверал, штат Флорида, изображены американские астронавты, командирский пилот Л. Гордон Купер и пилот Чарльз М. «Пит» Конрад внутри капсулы во время тренировки миссии Gemini V.

Близнецы

В то время как Меркурий занимался доставкой людей в космос, Близнецы были сосредоточены на продлении времени их миссии и разработке критически важных маневров, таких как освоение точного согласования орбитальной скорости для стыковки космических кораблей и безопасных процедур выхода в открытый космос.

Космический корабль «Джемини» напоминал увеличенную капсулу «Меркурия», рассчитанную на экипаж из двух человек. Значительным нововведением стало внедрение бортовых компьютеров, примитивных по нынешним меркам, но способных помочь в сложных условиях космического сближения.

Аполлон

«Аполлон» стал ответом НАСА на вызов президента Джона Ф. Кеннеди высадить человека на Луну до конца 1960-х годов.

Для достижения цели потребовалось три ключевых элемента технологии.

Первой была гигантская ракета Сатурн-5. Разработанная под руководством бывшего нациста Вернера фон Брауна, она оставалась самой мощной ракетой на протяжении пяти десятилетий.

Вторым элементом был командный модуль, салон которого был просторным, как в большом автомобиле, а третьим — спускаемый аппарат на Луну.

Хотя «Аполлон-11» совершил первую в истории человечества посадку экипажа 20 июля 1969 года, программа также была отмечена трагедией. В результате пожара во время предполетных испытаний «Аполлона-1» погибли все три члена экипажа, что подчеркивает риски и жертвы, принесенные в ходе освоения космоса.

Ракета Сатурн V, разработанная бывшим нацистом Вернером фон Брауном, оставалась самой мощной ракетой на протяжении пяти десятилетий.

Ракета Сатурн-5, разработанная бывшим нацистом Вернером фон Брауном, оставалась самой мощной ракетой на протяжении пяти десятилетий.

Космический шатл

Программа космических шаттлов НАСА, которая длилась с 1981 по 2011 год, использовала революционный подход, сочетая запуск ракеты, вход капсулы в атмосферу и приземление на взлетно-посадочной полосе, подобно планеру.

Эта эпоха ознаменовала важные вехи, в том числе первые космические полеты американских женщин и представителей меньшинств, запуск космического телескопа Хаббл на шаттле «Дискавери» и строительство Международной космической станции в конце 1990-х годов.

Однако он также был омрачен двумя разрушительными трагедиями: катастрофой «Челленджера» 1986 года, произошедшей сразу после запуска, и катастрофой «Колумбии» 2003 года, произошедшей во время входа в атмосферу.

Оба инцидента привели к гибели всех членов экипажа, всего 14 человек.

Несмотря на эти неудачи, бывший астронавт Том Джонс, автор «Истории космических кораблей,» утверждал, что шаттл намного опередил свое время и был «культовый символ присутствия Америки в космосе.»

Crew Dragon и Starliner

После того, как космический челнок был списан, Соединенные Штаты остались без отечественных возможностей для запуска своих астронавтов и были вынуждены полагаться на российские ракеты «Союз».

Программа НАСА «Спейс Шаттл», которая продолжалась с 1981 по 2011 год, использовала революционный подход, сочетая запуск ракеты, вход капсулы в атмосферу и приземление на взлетно-посадочной полосе, подобное планеру.

Программа НАСА «Спейс шаттл», которая продолжалась с 1981 по 2011 год, использовала революционный подход, сочетая запуск ракеты, вход капсулы в атмосферу и приземление на взлетно-посадочной полосе, подобное планеру.

НАСА решило отказаться от модели, в которой оно владело оборудованием, и вместо этого нанимать услуги коммерческой отрасли по многомиллиардным контрактам.

Компания SpaceX Илона Маска, которую на этапе запуска высмеивали как безрассудную, опередила пользующегося большим успехом аэрокосмического гиганта Boeing, отправив свой первый экипаж на МКС в 2020 году.

С тех пор компания перевезла на своих кораблях Dragon 49 человек в миссиях для НАСА и частных клиентов.

Тем временем компания Boeing боролась с техническими проблемами, отражая более широкие организационные проблемы, которые преследуют ее авиационное подразделение.

Обе компании приняли классический дизайн капсулы в форме леденца, но с современными нотками: элегантные дисплеи, автономный полет и возможность повторного использования.

Кнопка «Наверх»