Астробиология

Почему нас так интересуют инопланетяне?

Почему нас так интересуют инопланетяне?
«Чужой: Ромул» — седьмой фильм в долгой франшизе — последний пример того, как люди изображают инопланетян как объекты одновременного восхищения и страха. Кредит: Disney

Роберт Смит убежден, что инопланетяне победили. «Вторжение произошло — все кончено,» говорит историк космоса из Университета Альберты, который преподает курс по истории инопланетян.

Смит не столько верит в их буквальное существование, сколько в то, что инопланетяне заняли свое место в человеческом воображении.

«Взгляните на программу передач по телевидению в любой вечер, и вы увидите, что они повсюду.» говорит он. «Количество программ с участием инопланетян поражает.»

Буквально в прошлом месяце вышел седьмой фильм франшизы «Чужой», «Чужой Ромул,» был выпущен в кинотеатрах по всему миру. Сериал захватил коллективное воображение с 1979 года и не показывает никаких признаков замедления. «Ромул» собрал более 225 миллионов долларов по всему миру на данный момент, что сделало его третьим самым кассовым фильмом в серии.

Когда Смит не отслеживает каждую деталь телескопа Джеймса Уэбба, запущенного в декабре 2021 года, для будущей книги на эту тему, он просматривает свои заметки для семинара для выпускников под названием «История дебатов о внеземной жизни.» По его словам, это единственный курс в мире, который исследует «существование, природа и возможное значение внеземной жизни от древнего мира до наших дней.»

Смит утверждает, что инопланетяне вторгались в наше воображение по крайней мере с древних времен. Греческий философ Эпикур, который первым высказал идею о том, что вселенная состоит из атомов, размышлял о других мирах, как и римский поэт Лукреций.

Во втором веке нашей эры Лукиан Самосатский написал то, что считается первым произведением в жанре научной фантастики, — сатиру под названием «Правдивая история» о жителях Солнца и Луны, борющихся за колонизацию Венеры.

«Всегда существовала эта зачарованность тем, что можно назвать другим, часто очень похожим на нас, но иногда отличающимся или даже совершенно отличающимся,» говорит Смит.

«Инопланетяне становятся своего рода зеркалом, и, пытаясь понять, как люди видят инопланетян, мы также узнаем о том, что, по их мнению, значит быть человеком.»

Смит утверждает, что даже католическая церковь в Средние века рассматривала возможность существования инопланетян как проявление силы Бога.

«Если бы вы учились в средневековом университете… одной из тем, которую вы, скорее всего, изучали, были бы другие миры, потому что если бы вы сказали, что других миров не существует, это считалось бы ограничением власти Бога.»

Популярное увлечение инопланетянами началось с публикацией «Беседы о множественности миров,» французским автором Бернаром ле Бовье де Фонтенеллем в 1686 году, говорит Смит. Считаясь первым научным блокбастером в истории издательского дела, он был прочитан многими людьми в то время и до сих пор издается после почти 100 изданий.

По словам Смита, лучший перевод текста на английский язык был сделан бывшим профессором английского языка и писателем-фантастом Университета Альберты Х. А. Харгривзом в 1990 году.

Считаясь одним из первых крупных трудов эпохи Просвещения, он был частично вдохновлен революционным открытием Коперника, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Этот сдвиг в космологии допускал возможность существования других солнечных систем, а значит, и других миров.

К 18 веку «Подавляющее большинство образованных людей, вероятно, верили в жизнь на других планетах,» говорит Смит.

Популярность «Разговоры» и идея внеземной жизни усилилась в 19 веке, вызвав жаркие дебаты между двумя выдающимися интеллектами того времени — ученым Дэвидом Брюстером и англиканским священником и философом науки Уильямом Уэвеллом. Эти дебаты «породил огромный пласт литературы,» говорит Смит, включая, возможно, самую известную историю о вторжении инопланетян всех времен: «1897» Герберта Уэллса «Война миров,» что оставило свой неизгладимый след даже в 20 веке.

Роман Уэллса широко рассматривался как отражение тревоги по поводу британского империализма. Автор однажды сказал, что история была навеяна обсуждением с братом жестокой британской колонизации Тасмании; он задавался вопросом, что бы произошло, если бы марсиане поступили с Англией так же.

«Война миров» затронула фундаментальный человеческий страх, ярко проявившийся, как сообщается, в 1938 году, когда радиоверсия CBS, озвученная Орсоном Уэллсом, якобы вызвала панику среди некоторых слушателей, которые не осознавали, что это вымысел.

По большей части, говорит Смит, интерес к инопланетянам немного спал в первой половине 20-го века, поскольку астрономы предположили, что солнечные системы относительно редки. Но мания снова возобновилась с космической гонкой конца 1950-х и начала 1960-х годов.

«Как только мы отправили космический корабль в космос, мы задумались о последствиях этого,» говорит Смит. «Помните, американцы отпраздновали свой двухсотлетний юбилей отчасти поисками жизни на Марсе (запуском «Викинга-1» в 1976 году).»

С тех пор интерес к инопланетянам не ослабевает и не знает границ, и целый поток фильмов свидетельствует о нашем увлечении всем внеземным: «Вторжение похитителей тел,» «Звездный путь» и «2001: Космическая одиссея» к «Чужак,» «Близкие контакты третьего рода,» «Секретные материалы» и «Доктор Кто.» И это лишь малая часть того, что можно сказать.

После долгосрочного рассмотрения, верит ли Смит в существование инопланетян? Он предпочитает отдать предпочтение великому писателю-фантасту Артуру Кларку. «Существуют две возможности: либо мы одни во вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.»

Информация от: Университетом Альберты

Кнопка «Наверх»