Астрономы наблюдают вспышку аккреции молодой переменной звезды

Оптические и инфракрасные кривые блеска V1741 Sgr за период ~8 лет с 2015 по середину 2023 года. Фото: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2401.09522.

Используя различные наземные средства и космические телескопы, астрономы наблюдали вспышку аккреции, которая недавно произошла на молодой переменной звезде, известной как V1741 Sgr. Результаты наблюдений, опубликованные 17 января на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на природу этой звезды.

V1741 Sgr (другие обозначения: SPICY 71482 и Gaia22dtk) — классическая переменная звезда Т Тельца, расположенная в окрестностях молодого звездного скопления NGC 6530, получившего название Туманность Лагуна. Впервые об источнике сообщили как о переменной в 1957 году, и после нескольких лет стабильности его первая вспышка была зафиксирована в середине 2022 года спутником ЕКА Gaia.

Исследования недавней вспышки V1741 Sgr позволили предположить, что это может быть молодой звездный объект (YSO) — звезда на ранней стадии эволюции. Наблюдения показывают, что в YSO происходят эпизодические процессы аккреции, поэтому эти объекты могут испытывать вспышки, вызванные аккрецией.

Астрономы обычно делят такие события на вспышки EX Lup (также известные как EXors) и FU Ori (или FUors). EXOR имеют амплитуду в несколько магнитуд и длятся от нескольких месяцев до одного или двух лет; Фуоры более экстремальны и редки, могут достигать 5–6 звездных величин по амплитуде и длиться от десятилетий до даже столетий.

Команда астрономов под руководством Майкла А. Куна из Университета Хартфордшира, Великобритания, выполнила фотометрию и спектроскопию V1741 Sgr, используя такие инструменты, как Gaia, Zwicky Transient Facility (ZTF) или Инфракрасный телескоп НАСА (IRTF). Основной целью их исследования было изучение наблюдаемой вспышки в надежде определить истинную природу V1741 Sgr.

Исследование показало, что вспышка V1741 Sgr представляла собой событие типа EX Lup умеренной амплитуды — около 3,0 магнитных величин в оптическом и 1–2 магнитных величин в инфракрасном диапазоне. Спектр вспышки демонстрирует сильную атомную и молекулярную эмиссию, а также демонстрирует увеличение яркости во всем наблюдаемом диапазоне.

По мнению исследователей, наиболее заметным изменением в спектре V1741 Sgr было появление и последующее исчезновение поглощения оксида титана (TiO), хотя оно продолжало исчезать, что могло быть связано с охлаждением околозвездного газа.

«К апрелю 2023 года, когда вспышка начала тускнеть, появилось сильное поглощение TiO, что указывает на более низкую температуру T ~ 3600 К. Однако, как только в августе 2023 года источник вернулся к своему потоку, существовавшему до вспышки, поглощение TiO и выброс CO (…) Охлаждение околозвездного газа могло бы объяснить появление TiO, который впоследствии исчез, как только этот газ исчез и звездный спектр вновь появился», — пояснили авторы статьи.

Анализируя кривую блеска вспышки, команда Куна определила 60-дневный подъем и 280-дневное плато, за которым следует спад, продолжающийся около 110 дней. Исследование показало, что вспышка привела к тому, что спектральное распределение энергии (SED) стало более синим на длинах волн ниже 1,6 мкм и более красным на длинах волн выше 1,6 мкм.

Собранные данные также позволили астрономам определить фундаментальные свойства V1741 Sgr. Выяснилось, что звезда спектрального класса К2, имеет возраст менее 3 миллионов лет и находится на расстоянии примерно 4100 световых лет.

Результаты показывают, что V1741 Sgr образовался на окраине туманности Лагуна, рядом с подскоплением, обозначенным G5.9-0.9, а не с основным скоплением.