Астрономы обнаружили десятки двойных звезд белых карликов с расположением двойной линии

Эффективность обнаружения для двухлинейного DWD, где две звезды вносят одинаковый вклад в поток. Источник: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2407.02594

Международная группа астрономов сообщает об открытии 34 редких двойных звездных систем с двойными белыми карликами и телескопа Уильяма Гершеля (WHT) со спектрографом и системой визуализации промежуточной дисперсии (ISIS). Открытие описано в исследовательском отчете, опубликованном на сервере препринтов arXiv.

Астрономы заинтересованы в поиске и изучении двойных белых карликов (DWD), поскольку считается, что их слияния приводят к появлению новых белых карликов с более высокими массами. Считается, что некоторые массивные белые карлики в солнечной среде могут быть продуктами слияния двойных белых карликов.

На сегодняшний день большинство двойных звезд, включая DWD, обнаружены по доплеровскому сдвигу их спектральных линий; поэтому эти системы называются спектрально-двойными. Наблюдения показывают, что в некоторых спектрально-двойных системах видны спектральные линии от обеих звезд, причем эти линии попеременно двойные и простые. Эти системы называются двухлинейными спектроскопическими двойными системами (SB2).

Число известных систем белых карликов SB2 с хорошо измеренными массой и орбитальными параметрами все еще относительно невелико. Открытие новых объектов этого типа может иметь решающее значение для расширения наших знаний о двойных белых карликах в целом.

Группа астрономов под руководством Джеймса Мандея из Уорикского университета (Великобритания) использовала ISIS для изучения 117 кандидатов на двойные звезды DWD в надежде подтвердить их характер SB2-DWD.

«Наш поиск среди 117 кандидатов, случайно выбранных из ограниченной выборки в 399 человек, дал эффективность обнаружения 29 процентов, при этом 34 системы имели двухстрочную подпись», — пишут исследователи в статье.

Обнаруженные DWD SB2 имеют массу от 0,85 до 1,55 солнечных масс и орбитальный период от 0,4 до 13,5 дней. Все эти системы расположены на расстоянии 580 световых лет от Земли, а ближайшая из них находится всего в 83 световых годах.

Наблюдения показали, что массы более горячего компонента в известных двойных звездах варьируются от 0,4 до 0,75 солнечных масс, при этом средняя масса составляет около 0,53 солнечных масс. Более холодные спутники имеют среднюю массу около 0,45 солнечной массы.

Авторы статьи отмечают, что самый массивный из обнаруженных двухлинейных DWD, получивший название WDJ181058.67+311940.94, превышает так называемый предел Чандрасекара — максимальную массу стабильного белого карлика, обычно оцениваемую примерно в 1,4 солнечных массы.

Поэтому ожидается, что эта система, расположенная примерно в 160 световых годах от нас, в ближайшем будущем может испытать взрыв сверхновой типа Ia или слиться с ультрамассивным белым карликом. Однако необходимы дальнейшие наблюдения за этой системой, чтобы дать временные оценки ее судьбы.