Астрономы обнаружили новую звезду типа IW And

Кривая блеска Карачурина 12 была построена по наблюдениям ASAS-SN, ZTF и TESS. Изображение предоставлено: Сан и др., 2024 г.

Группа китайских астрономов провела фотометрические наблюдения карликовой новой под названием Карачурин 12. Они обнаружили, что Карачурин 12 является звездой типа IW And. Открытие описано в исследовательской статье, опубликованной 4 сентября на сервере препринтов arXiv.

Катаклизмические переменные (CV) — это двойные звездные системы, состоящие из белого карлика, аккрецирующего вещество от обычного звездного компаньона. Их яркость неравномерно возрастает во много раз, а затем возвращается в состояние покоя.

В CV перенос массы от звезды-компаньона часто происходит через аккреционный диск вокруг белого карлика, а в некоторых случаях тепловая нестабильность в диске вызывает вспышки, называемые карликовыми новыми (DNe). Такое поведение обычно объясняют с помощью модели нестабильности аккреционного диска (DIM).

Z Camelopardalis (Z Cams) — это подтип DNe, особенно примечательный своим «застойным» поведением во время фазы ослабления вспышек, при этом их яркость стабилизируется примерно на 0,7 порядка ниже пикового значения. DIM объясняет типичную остановку, описывая диск как находящийся в горячем и стабильном состоянии.

Однако наблюдения за последнее десятилетие показали, что некоторые Z-камеры, такие как IW Andromeda (IW Andromeda для краткости), не заканчивались возвращением к состоянию покоя, а завершались вспышкой, за которой сразу же следовал спад, а затем и спад. быстрый возврат в состояние покоя. Это необычное поведение было названо «феноменом аномальной неподвижности», а объекты, испытывающие его, были названы IW And-подобными системами и признаны подклассом Z-камер.

Теперь команда астрономов под руководством Ци-Бин Суня из Юньнаньского университета в Китае сообщает об открытии такого необычного поведения в Карачурине 12 — системе, классифицированной в 2018 году как Z Cam типа DN. Открытие основано на фотометрических данных автоматизированного обзора сверхновых звезд всего неба (ASAS-SN), переходного центра Цвики (ZTF) и спутника для исследования транзитных экзопланет (TESS).

Наблюдения показали, что Карачурин 12 представляет собой систему отрицательных сверхгорбов (НСГ) с сигналом прецессии аккреционного диска. В целом NSH представляют собой сигналы с периодами примерно на 5% короче, чем орбитальные периоды наклонных аккреционных дисков в CV.

Собранные данные показали различные закономерности цикличности у Карачурина 12, при этом амплитуда NSH менялась на протяжении всего цикла. IW и период цикла Карачурина 12 составили 35,69 дней, а период прецессии аккреционного диска составил около 4,96 дней.

Кроме того, в ходе исследования установлено, что амплитуда НСГ Карачурина 12 снижается при усилении высыпаний и увеличивается при их ослаблении. Астрономы полагают, что это может быть связано с изменением радиуса аккреционного диска.

В целом авторы статьи отметили, что результаты, полученные для Карачурина 12, указывают на возможную связь явления IW And с наклоненным диском. Поэтому они предполагают, что модель наклонного термонеустойчивого диска эффективно объясняет явление IW And в этой системе.