Астрономы обнаружили новый пульсатор, наклоненный приливными силами

Участок кривой блеска TESS TIC 435850195 длиной ~3,5 дня. Изображение предоставлено: Jayaraman et al., 2024.

Астрономы обнаружили новую звезду-приливный пульсатор (TTP), анализируя данные спутника НАСА для исследования транзитной экзопланеты (TESS). Недавно обнаруженный пульсатор, получивший обозначение TIC 435850195, принадлежит к редкому классу трехосных ТТП. Открытие описано в исследовательской статье, опубликованной 5 сентября на сервере препринтов arXiv.

Так называемые ТТП — это пульсирующие звезды в тесных двойных системах, оси пульсаций которых наклонены в плоскость орбиты из-за приливной выпуклости, вызванной их спутниками. В целом ось пульсации в таких системах совпадает с приливной выпуклостью, а не с осью вращения звезды.

ТТП — редкая находка, поскольку на данный момент обнаружено лишь несколько таких пульсаторов. Только один из них, известный как TIC 184743498, демонстрирует пульсации по трем различным осям, что делает его трехосным пульсатором (TAP).

Теперь группа астрономов под руководством Рахула Джаярамана из Массачусетского технологического института (MIT) сообщает об открытии еще одного TAP. Визуально исследуя кривые блеска полнокадровых изображений TESS, они обнаружили, что затменная двойная звезда TIC 435850195 демонстрирует поведение TAP.

«В этой работе мы сообщаем об идентификации второго когда-либо открытого трехосного пульсатора с 16 надежно обнаруженными мультиплетами пульсаций, 14 из которых представляют собой дипольные дублеты, разделенные 2νorb», — пишут исследователи.

В целом в результате исследования было установлено, что TIC 435850195 имеет 14 дипольных дублетных пульсаций, две синглетные пульсации и две триплетные пульсации — одну дипольную и одну квадрупольную пульсацию. Астрономы полагают, что триплет-дипольный режим не может полностью зависеть от приливов, тогда как квадрупольный режим трудно интерпретировать с помощью имеющихся в настоящее время данных.

Продолжая изучать пульсацию, команда пришла к выводу, что наблюдаемые мультиплеты на самом деле вызваны приливными явлениями. Они исключили возможность того, что эти мультиплеты могут быть функцией точки зрения системы.

Что касается параметров TIC 435850195, исследователи обнаружили, что она состоит из слегка эволюционировавшей первичной звезды Дельта Щита и вторичной звезды K-типа, все еще находящейся на главной последовательности, возраст которой равен нулю. Возраст системы оценивается почти в миллиард лет, и она расположена на расстоянии около 1750 световых лет от Земли.

Таким образом, авторы исследования обнаружили, что TIC 435850195 демонстрирует множество наблюдаемых пульсирующих свойств. По этой причине система представляет собой уникальную лабораторию, в которой можно углубленно изучать влияние гравитационного поля спутника на пульсации звезды.

Астрономы надеются, что будущие публикации кривых блеска TESS позволят открыть дополнительные трехосные пульсации во многих других классах звезд.