Астрономы обнаружили странную радиогалактику

Изображение LOFAR J0011+3217 на частоте 144 МГц. Изображение предоставлено: Кумар и др., 2024 г.

Используя низкочастотную ARray (LOFAR), астрономы обнаружили новую радиогалактику. Недавно открытая галактика под названием J0011+3217 имеет странные особенности, в том числе одностороннюю вторичную долю. Об этом сообщается в исследовательской статье, опубликованной 21 июня на сервере препринтов arXiv.

Радиогалактики излучают большое количество радиоволн из своих центральных ядер. Черные дыры в центрах этих галактик накапливают газ и пыль и производят струи высокой энергии, видимые в радиодиапазоне, которые ускоряют электрически заряженные частицы до высоких скоростей.

Во время своей активной фазы (которая длится до 100 миллионов лет) типичная радиогалактика демонстрирует такие особенности, как ядро, доли, джеты и горячие точки. Однако после этой стадии эти признаки активности обычно исчезают, поскольку активное ядро ​​​​галактики (АЯГ) источника вымирает, и галактика входит в так называемую остаточную или умирающую фазу.

Теперь группа астрономов под руководством Шобхи Кумара из городского колледжа Миднапура в Индии сообщает об открытии такой доли радиогалактики.

«Используя второй выпуск данных двухметрового обзора неба LOFAR (LoTSS DR2) на частоте 144 МГц, мы идентифицировали своеобразную радиогалактику J0011+3217», — пишут исследователи в исследовании.

Согласно статье, J0011+3217 — гигантская радиогалактика со смещенной вторичной долей и смещенными гигантскими первичными долями. Похоже, что недавно открытая галактика принадлежит к скоплению галактик Abell 7.

Наблюдения LOFAR показывают, что вторичная доля имеет линейный размер около 2,77 миллиона световых лет, что составляет около 85% от первичной доли. Такие односторонние вторичные доли встречаются крайне редко, и лишь несколько из них были обнаружены в некоторых радиогалактиках Х-образной формы.

Астрономы подчеркивают огромный размер вторичной доли в J0011+3217, поскольку такие структуры обычно более чем в четыре раза меньше первичных долей. Поэтому огромная вторичная доля размером с единицу, подобная той, что у J0011+3217, никогда не наблюдалась ни в одной другой радиогалактике Х-образной формы.

Исследование также показало, что J0011+3217 имеет незначительные искажения или отклонения от оси. Такой изгиб струи чаще встречается в широкоугольных хвостах (ШОТ). Так называемые WAT — это сильные изогнутые радиоисточники, которые обычно связаны с доминирующей галактикой в ​​скоплении или группе.

В заключение авторы статьи подчеркивают необходимость дальнейших исследований J0011+3217 для полного понимания его особенностей.

«Для измерения подробных параметров и изучения условий, в которых формируется эта конкретная радиогалактика J0011+3217, приветствуются дальнейшие исследования, включая моделирование и последующие оптические наблюдения», — заключают исследователи.