Астрономы зафиксировали взрыв сверхновой почти в реальном времени

Поймать сверхновую в действии – дело непростое. Их невозможно предсказать, и они случаются не так уж и часто. В пределах Млечного Пути они случаются примерно раз в столетие, а последний раз наблюдался в 1604 году.

Конечно, сверхновые случаются и в других галактиках, но вам еще должно повезти, чтобы поймать их во время взрыва.

Но именно это произошло в прошлом году, согласно новой статье, опубликованной в Природа На этой неделе. Японский астроном-любитель Коичи Итагаки, наблюдая за соседней галактикой Мессье 101 (в просторечии известной как Галактика Вертушка), понял, что происходит нечто особенное. Он только что наблюдал новую сверхновую. Он получил название SN 2023ixf.

Начальная фаза сверхновой измеряется часами, поэтому астрономам пришлось действовать быстро. В течение пяти часов Итагаки сообщил о наблюдении в международную базу данных астрономических отчетов под названием Transient Name Server. Менее чем через час после этого профессиональные астрономы уже спешили развернуть свои телескопы, чтобы посмотреть на новый взрыв.

Открытие произошло 19 мая, в пятницу вечером, и потребовалось немало усилий, чтобы разместить все на своих местах в нескольких часовых поясах.

«Как учёному очень редко приходится действовать так быстро», — говорит Авишай Гал-Ям из Института Вейцмана. «Большинство научных проектов не реализуются посреди ночи, но появилась возможность, и у нас не было другого выбора, кроме как отреагировать соответствующим образом».

M101 hires STScI PRC2006 10a - Астрономы зафиксировали взрыв сверхновой почти в реальном времени
Мессье 101 (Галактика Вертушка), на расстоянии 21 миллиона световых лет, где была обнаружена сверхновая SN 2023ixf. ЕКА/НАСА.

Аспирант Гал-Яма и ведущий автор статьи Эрез Циммерман был частью команды, которая не спала всю ночь, собирая данные и делясь информацией с операторами космического телескопа Хаббла, чтобы вовремя провести высококачественные наблюдения. Скорость имела решающее значение.

«Вот что отличает эту сверхновую», — говорит Циммерман. «Мы смогли – впервые – внимательно следить за сверхновой, когда ее свет выходил из околозвездного материала, в котором была заключена взорвавшаяся звезда».

Команда уже подала заявку на время на Хаббле, намереваясь наблюдать существующие остатки сверхновых в ультрафиолетовом свете. Им повезло, что вместо этого они смогли увидеть совершенно новый объект. И еще более удачно, что Хаббл совсем недавно наблюдал ту же область, а это означает, что они не только запечатлели сверхновую в действии, но также запечатлели звезду и ее состояние в дни, непосредственно предшествовавшие взрыву. Эти наблюдения «до» и «после» невероятно ценны для понимания последних дней жизни звезды.

«Звезды ведут себя очень хаотично в старости», — говорит Гал-Ям. «Они становятся нестабильными, и мы обычно не можем быть уверены, какие сложные процессы происходят внутри них, потому что мы всегда начинаем судебный процесс постфактум, когда большая часть данных уже потеряна».

Данные SN 2023ixf также были собраны в рентгеновских лучах с космического корабля НАСА Swift, а спектры были получены из наземной обсерватории Кека на Гавайях. В совокупности все эти наблюдения помогли собрать воедино эволюцию взрыва, менявшуюся с течением времени.

Keplers supernova - Астрономы зафиксировали взрыв сверхновой почти в реальном времени
Остатки сверхновой Кеплера, взорвавшейся в нашей галактике в 1604 году. Составное изображение с использованием данных космических телескопов «Хаббл», «Чандра» и «Спитцер». НАСА/ЕКА/JHU/Р.Санкрит и У.Блэр.

Другой аспирант в команде, Идо Ирани, говорит, что взрыв, вероятно, образовал черную дыру, заменив старого красного гиганта, который когда-то находился на ее месте.

«Расчеты околозвездного материала, выброшенного при взрыве, а также плотности и массы этого материала до и после вспышки сверхновой, создают расхождение, что делает весьма вероятным, что недостающая масса оказалась в черной дыре, которая образовалась после нее». причины взрыва – то, что обычно очень трудно определить», – говорит он.

Ожидается, что последующие наблюдения предоставят еще больше подробностей об этом событии и помогут астрономам более точно понять, как возникают сверхновые и взаимодействуют с окружающей средой.

Узнать больше:

«Сто миллионов солнц». Обсерватория Кека.