Беззвездный и вечно одинокий: обнаружено еще больше «изгоев» планет

На иллюстрации НАСА изображена покрытая льдом планета массой с Землю. По оценкам ученых, в Млечном Пути могут быть триллионы планет-изгоев, и есть шанс, что на некоторых из них может быть жизнь.

Космический телескоп «Евклид» обнаружил еще семь планет-изгоев, проливая свет на темные и одинокие миры, свободно плавающие во Вселенной, не привязанные к какой-либо звезде.

Не будучи привязанными к звезде, как Земля привязана к Солнцу, на этих планетах нет ни дней, ни лет, которые томятся в вечной ночи.

Тем не менее, ученые полагают, что есть шанс, что они смогут стать хозяином жизни, и, по оценкам, по всему Млечному Пути могут быть разбросаны триллионы.

На прошлой неделе Европейское космическое агентство опубликовало первые научные результаты телескопа Евклид с момента запуска миссии в июле.

Среди открытий были семь новых свободно плавающих планет, газовых гигантов, масса которых как минимум в четыре раза превышает массу Юпитера.

Они были замечены в туманности Ориона, ближайшей к Земле области звездообразования, примерно в 1500 световых годах от нас.

Евклид также подтвердил существование десятков других ранее обнаруженных планет-изгоев.

Испанский астроном Эдуардо Мартин, ведущий автор предварительного исследования, опубликованного в пятницу на arXiv.org, сказал, что это, скорее всего, лишь «верхушка айсберга».

Поскольку они не отражают свет звезды, обнаружение планет-изгоев похоже на «найти иголку в стоге сена», сказал Мартин AFP.

Молодые планеты, такие как открытые Евклидом, более горячие, поэтому их немного легче увидеть.

Планеты были обнаружены во время наблюдений Евклида за туманностью Конская Голова, изображенной на красочном изображении, опубликованном в ноябре.

«Трепет и тайна»

Некоторые исследования показали, что на каждую звезду приходится около 20 планет-изгоев, поэтому только в нашей родной галактике их число может исчисляться триллионами.

Учитывая, что во Вселенной существуют сотни миллиардов галактик, становится трудно оценить потенциальное количество свободно плавающих миров.

Когда в 2027 году запустится римский космический телескоп НАСА, ожидается, что он обнаружит гораздо больше планет-изгоев, что, возможно, прояснит, сколько их может быть там.

Гэвин Коулман, астроном из Лондонского университета королевы Марии, не принимавший участия в исследованиях Евклида, сказал, что эти странные миры часто вызывают «чувство трепета и тайны».

«Мы все выросли с солнцем в небе, и поэтому думать о планете, просто дрейфующей в космосе без звезды на горизонте, увлекательно», — сказал он AFP.

Но не все планеты-изгои бродят в одиночку. Считается, что четыре из более чем 20 планет, подтвержденных Евклидом, являются двойными — двумя планетами, вращающимися вокруг друг друга в единой системе.

Могут ли они стать хозяином жизни?

Если планеты-изгои пригодны для обитания, они могут стать ключевой целью человечества в поисках внеземной жизни.

Если планеты-изгои пригодны для жизни, они могут стать ключевой целью в поисках внеземной жизни.

«Некоторые из наших ближайших соседей, вероятно, являются планетами-изгоями», — сказал Мартин.

Считается, что свободно плавающие планеты, лишенные тепла от ближайшей звезды, холодны и имеют замерзшую поверхность.

Это означает, что любая жизнеобеспечивающая энергия должна поступать изнутри планеты.

Большая часть энергии Нептуна исходит изнутри, отметил Коулман.

А геотермальные источники позволяют выжить на Земле животным, которые никогда не видели солнечных лучей.

Но даже в самых лучших условиях такая крайняя изоляция, вероятно, сможет поддерживать только бактериальную и микробную жизнь, сказал Коулман.

Преимущество быть одному

Планеты-изгои можно рассматривать как путешествующие по одинокому пути в космосе.

Но «у пребывания рядом со звездой есть свои недостатки», — сказал соавтор исследования Кристофер Конселис, профессор внегалактической астрономии в британском Манчестерском университете.

Европейский космический телескоп Евклид

Европейский космический телескоп «Евклид».

На ум приходит один конкретный недостаток.

Как только Солнце станет красным гигантом — примерно через 7,6 миллиардов лет — оно значительно расширится, поглотив Землю.

Планетам-изгоям не нужно беспокоиться о том, что они в конечном итоге будут уничтожены звездой. «Эти вещи будут длиться вечно», — сказал Конселис AFP.

«Если вы не возражаете против низких температур, вы могли бы выжить на этих планетах вечность».

По словам Конселиче, исследование Евклида также дало ключ к разгадке того, как создаются планеты-изгои.

Некоторые из них могли образоваться во внешней части Солнечной системы, прежде чем оторваться от своей звезды и улететь.

Но исследование показывает, что многие планеты-изгои могут быть созданы как «естественный побочный продукт» процесса звездообразования, сказал он.

Это предполагает «действительно тесную связь между звездами и планетами и тем, как они формируются», сказал он.

«Точных ответов пока нет», — добавил он.