Будет ли комета A3 Цучиньшань-АТЛАС сиять ярче, чем ожидалось?

Сейчас самое время наблюдать комету А3-Цучиньшань-АТЛАС на рассвете.

Окно теперь открыто. Если небо ясное, поставьте будильник на эти выходные, чтобы увидеть на рассвете комету C/2023 A3 Tsuchinshan-ATLAS. На этой неделе мы уже получили великолепные виды кометы от южных наблюдателей и астронавтов на борту Международной космической станции. Окно видимости теперь распространяется даже на южные широты сопредельных Соединенных Штатов (CONUS). Если удача будет на нашей стороне, на следующей неделе комета может легко достичь звездной величины +2, видимой невооруженным глазом, а рассеяние вперед может даже отодвинуть эту звездную величину на отрицательную территорию… даже появился редкий термин «дневная комета». используется в кругах по наблюдению за кометами, используется мало.

Но период времени, в течение которого эту комету можно будет увидеть, действительно будет коротким. Для большинства наблюдателей в Северном полушарии комета будет довольно скромной, никогда не поднимаясь выше 10 градусов над восточным горизонтом примерно за 45 минут до восхода солнца в течение недели с 29 сентября.

комета
Изображения кометы А3 в свете рассветающего рассвета. Фото предоставлено: Крис Шур

История кометы A3 Цучиньшань-ATLAS на данный момент

Мы писали о перспективах этой кометы Вселенная сегодня ранее только в прошлом месяце. Китайская обсерватория Цучиньшань («Пурпурная гора») и автоматизированная система оповещения о столкновении астероидов с землей (ATLAS) обнаружили комету 9 января.й2023. В дискуссиях в социальных сетях, где нажатия клавиш консервативны, я видел название, сокращенное до просто «Комета A3» или «Комета T-ATLAS».

Комета, вероятно, является первым гостем внутренней Солнечной системы из далекого облака Оорта и имеет орбиту, охватывающую миллионы лет. Это также может быть единственное появление кометы во внутренней части Солнечной системы. Это хорошо с точки зрения динамики и активности, поскольку в прошлом комета, возможно, никогда не испытывала жара внутренней солнечной системы. После перигелия комета вполне может отправиться в окончательное изгнание из Солнечной системы.

Одна из самых важных дат впереди — достижение кометой перигелия в следующую пятницу, 27 сентября.й на расстоянии 0,391 астрономической единицы (а.е., 36,4 миллиона миль или 58,6 миллиона километров) от Солнца, прямо внутри точки афелия Меркурия. Затем комета достигнет наибольшего сближения с Землей 12 октября.йна расстоянии 0,556 а.е.

Комету A3 Tsuchinshan-ATLAS станет труднее поймать с 7 октября.йкогда он входит в поле зрения LASCO C3 Солнечной гелиосферной обсерватории (SOHO) и приближается к Солнцу на расстояние не более 15 градусов. Комета снова появится вечером в середине месяца, что, скорее всего, будет менее благоприятным, поскольку она удаляется от нас и выходит из внутренней части Солнечной системы. Однако мы могли бы увидеть кое-что интересное в конце октября (если комета переживет перигелий), когда хвост предшествует уходящей комете.

комета
Крис Шур заснял комету утром 23 сентября из Пейсона, штат Аризона (с узким 10-минутным окном!). Фото предоставлено: Крис Шур.

Вот как сейчас ведет себя Comet

Прошлым летом комета, казалось, направлялась к длинной орбите «великих комет, которых не было», поскольку она висела на отметке +10.й Величина. Теперь тенденция, похоже, изменилась, поскольку комета превосходит ожидания. На момент написания этой статьи комета находилась на +3приблизительно величину и быстро становится ярче.

На изображениях кометы, сделанных на этой неделе, мы уже видим признаки формирования двух хвостов (пылевого и ионного). Рассеяние вперед может улучшить видимость кометы на следующей неделе, поскольку все эти частицы пыли достигнут максимального угла освещения, если смотреть с нашей земной точки зрения в начале октября. Орбита кометы видна с нашей точки обзора 14 октября.й. Похоже, что на рассвете следующей недели комета будет висеть низко и неподвижно, когда она полетит к нам, а затем пройдет между Землей и Солнцем.

комета
Комета T-ATLAS, снятая с фермы Тиволи в Намибии 22 сентября (обратите внимание на веерообразный второй хвост кометы слева). Фото предоставлено: Джеральд Реманн.

Вот как можно увидеть комету

Октябрьский релиз, безусловно, будет непростым делом. Хорошая стратегия — использовать бинокль и смотреть низко на восточный горизонт примерно за час до восхода солнца. +1ул. Звезда самой высокой величины Регул (Альфа Леониса) является хорошей «звездой-путеводителем» для поиска кометы. Звезда находится примерно на ширине вытянутой руки в правом нижнем углу наблюдателя. Комета появится утром 30 сентября вместе с узким убывающим серпом Луны.йчто дает прекрасную возможность сфотографироваться. Эту же луну ждет кольцевое солнечное затмение 2 октября.и.

Комета на рассвете
Вид утром 30 сентября. Источник: Программное обеспечение Starry Night Edu.

Облака? Мы здесь, в Восточном Теннесси, чувствуем ваше разочарование, когда в следующие выходные облака от приближающегося урагана «Хелен» двинутся вглубь страны. Астроном Джанлука Маси также будет транслировать комету в прямом эфире вечером 9 октября.й.

комета
Комета C/2023 A3 Tsuchinshan-ATLAS от 24 сентября. Фото предоставлено: Проект «Виртуальный телескоп».

«Она (комета T-ATLAS) выжила и пока выглядит ярче, чем ожидалось», — сказал астрофотограф Элиот Херман. Вселенная сегодня«Я все еще не думаю, что это будет удивительно, если вы сможете увидеть ее, когда будет достаточно темно… Я думаю, возможно, о комете марта 2013 года (C/2011 L4) на высоте PanSTARRS – видимой невооруженным глазом и с камерой было довольно приятно».

Мы можем только надеяться на яркую комету, подобную той, которую изобразил астроном Чарльз Пиацци Смит на своей картине «Большая дневная комета» 1843 года:

комета днем
Картина Смита в Гринвичском морском музее. Фото предоставлено: Дэйв Дикинсон.

Комета с МКС

На этой неделе астронавты на борту Международной космической станции уже запечатлели комету со своей точки обзора на низкой околоземной орбите. Астронавт НАСА Мэтью Доминик создал эту прекрасную анимацию:

Комета A3 Цучиньшань-ATLAS вызывает у нас любопытство недавними воспоминаниями о двух других утренних кометах. Помните P1 Макнота в 2006–2007 годах и W3 Лавджоя в 2011–2012 годах? Обе превзошли все ожидания и превратились в великолепные кометы, превзошедшие ожидания.

комета
Комета МакНота была получена в январе 2007 года с виллы Алемана в Чили. Фото предоставлено: Гарсия Рубен/Wikimedia Commons/Public Domain.

Как всегда в случае с кометами, следует сделать одну оговорку: несколько факторов будут препятствовать вашим поискам комет. Первое: как уже говорилось, комета появится очень низко над горизонтом. Это означает, что ему придется бороться с густой тьмой атмосферы и светлеющим вечерним небом. Во-вторых, кометы по своей сути являются темными объектами с низкой поверхностной яркостью или альбедо… помните снимки кометы 67P Чурумова-Герасименко, сделанные Розеттой? Наконец, как и в случае с объектами глубокого космоса, вся драгоценная яркость распределяется по видимой поверхности. Из-за этого комета +2 кажется намного тусклее, чем комета +2.и Звезда величины. Во время выхода F3 NEOWISE в 2020 году мне как раз удалось убедить себя, что он виден невооруженным глазом, когда он достигает примерно +1.ул. Размер.

NEOWISE… или Нисимура?

Две кометы недавно показали очень схожие характеристики с кометой A3 Цучиньшань-ATLAS. В 2020 году комета F3 NEOWISE стала красивой кометой на рассвете, видимой невооруженным глазом и поразившей наблюдателей ранним утром. С другой стороны, комета P1 Нисимуры в 2023 году заигрывала с яркостью невооруженного глаза, но так и не сделала этого. Действительно стал любимцем широкой публики.

Мы желаем вам ясного неба на предстоящей неделе, когда вы будете искать, возможно, лучшую комету 2024 года.