Черные дыры разрывают звезды вокруг нас

Галактика NGC3799 находится примерно в 16 миллионах световых лет от Земли. Любое событие, наблюдаемое сегодня в этой галактике, произошло 16 миллионов лет назад. Одно из таких событий наблюдалось в феврале 2023 года, когда за всплеском яркости ядра последовало быстрое затемнение. Последующие наблюдения показали, что это событие произошло из-за того, что звезда была разорвана на части сверхмассивной черной дырой в центре галактики. Это не первый раз, когда такое событие наблюдают, но оно впервые происходит на заднем дворе нашей галактики, что позволяет предположить, что оно может быть более распространенным, чем предполагалось на первый взгляд.

Черные дыры нормальной звездной массы образуются, когда массивные звезды достигают конца своей жизни. Звезда прекращает термоядерный синтез в своем ядре, звезда коллапсирует, что приводит к отскоку, наблюдаемому как взрывы сверхновых. Останки, если звезда была достаточно массивной, представляют собой черную дыру. Масса этих черных дыр обычно составляет от 5 до 50 раз больше массы Солнца, однако в ядре большинства галактик находятся черные дыры, масса которых может достигать нескольких миллиардов раз больше массы Солнца.

В нашем Млечном Пути есть одна такая сверхмассивная галактика, гравитационное притяжение которой настолько велико, что даже свет не может ее покинуть. Присутствие этих колоссальных объектов влияет на динамику галактики и может изменить орбиту звезд и газовых облаков вокруг них. Происхождение и эволюция сверхмассивных черных дыр в последние годы было предметом многочисленных дискуссий.

Исследователи из Института астрономии Гавайского университета (IfA) недавно опубликовали статью, в которой подробно описывается ближайшее наблюдение сверхмассивной черной дыры, измельчающей звезду. Команда, возглавляемая Джейсоном Хинклом (аспирантом IfA), использовала автоматизированный обзор сверхновых звезд всего неба (ASAS-SN), чтобы наблюдать резкое увеличение яркости с последующим исчезновением в центре NGC3799.

После открытия последующие наблюдения были проведены с использованием Системы последнего оповещения об астероидах на Земле (ATLAS) на Мауналоа, обсерватории Кека и нескольких других телескопов наземного и космического базирования. Эти события происходят, когда звезда приближается слишком близко к сверхмассивной черной дыре. Сильное гравитационное притяжение черной дыры сильно меняется в зависимости от расстояния, поэтому ничего не подозревающая звезда разрывается на части. В конце концов звезда поглощается черной дырой.

Keck domes sunset - Черные дыры разрывают звезды вокруг нас
Солнце садится над Мауна-Кеа, а близнецы Кеки готовятся к наблюдениям. Фото: Лори Хэтч/Обсерватория В.М. Кека.

Изменение яркости произошло в результате вспышки, возникшей при поглощении звезды. Событие получило название ASASSN-23bd и было видно камерами всего неба. Он был уникален своей близостью к Земле, но уникален и по другим причинам; высвобождается больше энергии, чем предыдущие события приливных разрушений (TDE), которые наиболее близки к обнаружению с использованием видимого света и более быстрому профилю кривой блеска, чем другие события.

Нет ничего необычного в том, чтобы увидеть, как звезды разрываются на части сверхмассивными черными дырами, но команда наблюдала одну из них ближе, чем когда-либо прежде. Виллем Хугендам, аспирант IfA, который возглавлял исследование, сообщил: «Это открытие потенциально может значительно улучшить наше понимание роста сверхмассивных черных дыр и их аккреции в окружающий материал».

Источник: Редкое открытие: звезду разорвало черной дырой