Гея обнаружила возможные спутники у сотен астероидов

На этом изображении показаны орбиты более 150 000 астероидов из третьего выпуска данных Gaia, от внутренних частей Солнечной системы до троянцев возле Юпитера, с разными цветовыми кодами. Желтый круг в центре представляет Солнце. Синий представляет внутреннюю часть Солнечной системы, где расположены околоземные астероиды, кроссеры Марса и планеты земной группы. Главный пояс между Марсом и Юпитером зеленый. Троянцы Юпитера красные. Фото предоставлено: ESA/Gaia/DPAC; CC BY-SA 3.0 МПО

Миссия ЕКА по исследованию звезд Gaia в очередной раз оказалась превосходной миссией по исследованию астероидов: она обнаружила потенциальные спутники более чем 350 астероидов, у которых нет известных спутников.

Ранее Гайя изучала астероиды, у которых, как известно, есть спутники — так называемые «двойные астероиды» — и подтвердила, что характерные признаки этих крошечных спутников появляются в высокоточных астрометрических данных телескопа. Но это новое открытие доказывает, что Гея также может проводить «слепые» поиски, чтобы обнаружить совершенно новых кандидатов.

«Двойные астероиды трудно найти, потому что они обычно очень малы и находятся далеко от нас», — говорит Луана Либерато из Обсерватории Лазурного Берега во Франции, ведущий автор нового исследования, опубликованного в журнале Astronomy & Astrophysicals.

«Хотя по нашим оценкам, чуть менее шестой части всех астероидов есть спутники, мы нашли только 500 из одного миллиарда известных астероидов в двойных звездных системах. Но это открытие показывает, что существует множество спутников-астероидов, которые только и ждут, чтобы их открыли. .»

Если это новое открытие подтвердится, к общему числу добавятся еще 352 кандидата в двойные звездные системы, что почти вдвое увеличит известное количество астероидов со спутниками.

Выдающийся исследователь астероидов

Астероиды — удивительные объекты, позволяющие получить уникальную информацию о формировании и эволюции Солнечной системы. Двойные звезды еще более интересны, поскольку позволяют нам изучать, как различные тела формируются, сталкиваются и взаимодействуют в космосе.

Благодаря своей уникальной способности сканировать все небо, Gaia сделала ряд важных открытий астероидов с момента своего запуска в 2013 году.

В своем третьем выпуске данных Gaia определила положения и движения более 150 000 астероидов – настолько точно, что ученые смогли копнуть глубже и искать астероиды, которые демонстрируют характерное «колебание», вызванное притяжением орбитального спутника (тот же механизм , что можно увидеть здесь у двойной звезды). Гайя также собрала данные о химии астероидов и собрала самую большую коллекцию «спектров отражения» астероидов (кривых блеска, которые показывают цвет и состав объекта).

Более 150 000 орбит, определенные в третьем выпуске данных Gaia, были уточнены и сделаны в 20 раз более точными в рамках целевого выпуска продукта миссии в прошлом году. Ожидается, что в предстоящем выпуске данных Gaia 4 (ожидается не ранее середины 2026 года) будет еще больше орбит астероидов.

«Гея зарекомендовала себя как выдающийся исследователь астероидов и усердно работает над раскрытием тайн космоса как внутри, так и за пределами Солнечной системы», — говорит Тимо Прусти, научный сотрудник проекта «Гайя» в ЕКА. «Это открытие подчеркивает, что каждый выпуск данных с Гайи представляет собой важный шаг вперед в повышении качества данных и демонстрирует удивительные новые научные открытия, ставшие возможными благодаря этой миссии».

Встреча с двойной системой астероидов.

ЕКА продолжит исследование двойных астероидов в рамках предстоящей миссии «Гера», запуск которой запланирован на конец этого года. Гера продолжит миссию НАСА DART, которая в 2022 году столкнулась с Диморфосом, небольшой луной, вращающейся вокруг астероида Дидимос, в качестве испытания на отклонение астероида, чтобы провести исследование Диморфоса после столкновения. Это будет первый зонд, приблизившийся к двойной системе астероидов.

Гайя помогла астрономам наблюдать тень, которую отбрасывал Дидим, когда она проходила перед более далекими звездами в 2022 году. Этот метод наблюдения называется звездным затмением. В последние годы возможности этого метода были значительно улучшены благодаря орбитам астероидов Гайи и высокоточным звездным картам, демонстрирующим огромную ценность миссии для исследования Солнечной системы.

Информация от: Европейским космическим агентством