Гея пострадала от микрометеороида и попала в солнечную бурю

ЕКА существует уже более десяти лет. Обсерватория Гайя наблюдал за собственным движением, светимостью, температурой и составом более миллиарда звезд в нашем Млечном Пути и за его пределами. Эти данные будут использованы для создания самой большой и точной трехмерной карты космоса, когда-либо созданной, которая даст представление о происхождении, структуре и истории эволюции нашей галактики. К сожалению, этот сложный астрометрический телескоп расположен в точке Лагранжа L2 линии Солнце-Земля, далеко за пределами защиты атмосферы и магнитосферы Земли.

Как результат, Гея За последние месяцы она столкнулась с двумя серьезными угрозами, которые могут поставить под угрозу миссию. В их число входит падение микрометеороида в апреле, вызвавшее некоторые из ГеяОчень чувствительные сенсоры спутника. В мае последовала солнечная буря – самая сильная за 20 лет – которая вызвала проблемы с электричеством в миссии. Эти два инцидента могли ГеяСпособность телескопа продолжать картографировать звезды, планеты, кометы, астероиды, квазары и другие объекты во Вселенной до запланированной даты завершения в 2025 году.

Микрометеориты являются распространенной проблемой в точке Лагранжа L2, расположенной примерно в 1,5 миллионах километров от Земли. Поэтому инженеры оснастили Gaia защитным чехлом. К сожалению, частица двигалась с очень высокой скоростью и ударилась о оболочку совершенно под неправильным углом, что привело к разрыву. Это позволило рассеянному солнечному свету помешать способности Гайи собирать свет от стольких далеких звезд одновременно. ГеяКоманда инженеров решила эту проблему, как только разразилась солнечная буря, добавив ее в список проблем с электричеством.

ESA Gaia DR2 AllSky Brightness Colour black bg 8k 1024x645 - Гея пострадала от микрометеороида и попала в солнечную бурю
Общий взгляд Гайи на наш Млечный Путь и соседние галактики, основанный на измерениях почти 1,7 миллиарда звезд. Фото предоставлено: ЕКА

Диспетчеры миссии заметили первые признаки неприятностей в мае, когда Гея начал регистрировать тысячи ложных срабатываний. Вскоре они поняли, что это могло быть связано с солнечной бурей, начавшейся 11 мая, которая могла вызвать выход из строя одного из устройств с зарядовой связью (ПЗС) космического корабля, преобразующих свет, собранный камерой Гайи с разрешением в миллиард пикселей, в электронный сигналы. Обсерватория использует 106 ПЗС-матриц, каждая из которых выполняет разные функции. Пораженный датчик был жизненно важен для ГеяСпособность телескопа подтверждать открытие звезд и проверять результаты наблюдений.

Хотя космический корабль был построен так, чтобы противостоять радиации, сейчас он находится в космосе почти в два раза дольше, чем первоначально планировалось (6 лет), и, возможно, достиг своего предела. Как объяснил в пресс-релизе ЕКА Эдмунд Серпелл, инженер по эксплуатации космического корабля Gaia в ESOC:

«Обычно Gaia отправляет на Землю более 25 гигабайт данных каждый день, но это количество было бы намного, намного больше, если бы бортовое программное обеспечение космического корабля сначала не исключило обнаружение ложных звезд. Оба недавних инцидента прервали этот процесс. В результате космический корабль начал генерировать огромное количество ложных обнаружений, которые перегрузили наши системы. Мы физически не можем отремонтировать космический корабль на расстоянии 1,5 миллиона километров. Однако, тщательно манипулируя порогом, при котором программное обеспечение Gaia идентифицирует слабую точку света как звезду, мы смогли значительно сократить количество ложных обнаружений, вызванных рассеянным светом и проблемами с ПЗС-матрицей».

Между тем, команды Gaia в Европейском центре космических операций (ESOC), Европейском центре космических исследований и технологий (ESTEC) и Европейском центре космической астрономии (ESAC) провели последние несколько месяцев, исследуя эти проблемы. Они также тесно сотрудничали с инженерами Airbus Defense and Space (производителем космических кораблей) и экспертами по полезной нагрузке из Консорциума обработки и анализа данных. Благодаря их усилиям это стало возможным. Гея обсерватория недавно вернулся к обычной деятельности.

Space weather effects 1024x728 - Гея пострадала от микрометеороида и попала в солнечную бурю
Иллюстрированные эффекты космической погоды. Фото предоставлено: ЕКА/Научный офис

Кроме того, инженеры воспользовались возможностью в последний раз перефокусировать оптику двойных телескопов Гайи, что привело к получению данных высочайшего качества. Гея когда-либо производил. Поэтому мы можем ожидать, что окончательный выпуск данных Гайи (DR5), который будет содержать полные данные миссии, будет еще более острым!

Дальнейшая информация: ЕКА