Хаббл освещает сверхновую

На этом снимке, полученном космическим телескопом «Хаббл» НАСА/ЕКА, показана галактика LEDA 857074. Изображение предоставлено: ЕКА/Хаббл и НАСА, Р.Дж. Фоли.

На этом снимке, полученном космическим телескопом Хаббла НАСА/ЕКА, показана галактика LEDA 857074 в созвездии Эридана. LEDA 857074 — спиральная галактика с перемычкой и частично прерывистыми спиральными рукавами. На изображении также видна сверхновая SN 2022ADQZ, ярко сияющая на правой стороне полосы галактики.

Несколько эволюционных путей могут привести к взрыву сверхновой. Один из них – гибель сверхмассивной звезды. Когда у сверхмассивной звезды заканчивается водородное топливо, она начинает фазу, в которой оставшиеся элементы превращаются во все более тяжелые элементы. Эти конечные реакции синтеза производят все меньше и меньше внешней силы (радиационного давления), чтобы уравновесить внутреннее гравитационное притяжение звезды.

Когда в ядре звезды образуются более тяжелые элементы, само ядро ​​начинает полностью разрушаться под действием собственной гравитации, а внешние слои звезды взрываются в результате взрыва сверхновой. В зависимости от исходной массы звезды ее ядро ​​может схлопнуться, превратившись в нейтронную звезду, или ее гравитация может быть настолько велика, что она коллапсирует в черную дыру.

Астрономы обнаружили сверхновую SN 2022ADQZ в конце 2022 года с помощью автоматизированного исследования. Это открытие побудило их использовать Хаббл для изучения родительской галактики сверхновой, LEDA 857074, в начале 2023 года.

Острое зрение Хаббла означает, что он может видеть сверхновые на расстоянии миллиардов световых лет, которые трудно изучить другим телескопам. Изображение сверхновой с Земли обычно сливается с изображением родительской галактики, но Хаббл может отличить свет сверхновой от света родительской галактики и напрямую измерить сверхновую.

Астрономы ежегодно открывают тысячи сверхновых, но вероятность обнаружить одну из миллионов каталогизированных галактик невелика. Благодаря этой сверхновой LEDA 857074 пополнила ряды других небесных тел своим собственным изображением Хаббла.