Исследование исследует впечатляющие конусы ионизации галактики NGC 5252

Изображение Chandra ACIS-S, показывающее ядерную область NGC 5252 в мягком рентгеновском диапазоне (0,3–2,0 кэВ). На изображение наложены контуры [OIII] излучение из изображения HST, вычтенного из континуума. Фото: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2401.09172.

Близлежащая линзовидная галактика NGC 5252 содержит чрезвычайно протяженные конусы ионизированного материала. Недавние наблюдения, проведенные международной группой астрономов, изучили эти замечательные структуры и позволили получить важное представление об их свойствах. Результаты наблюдательной кампании были опубликованы 17 января на сервере препринтов arXiv.

Конусы ионизации — это конусы ионизированного материала, исходящие от активных ядер галактик (АЯГ). Они достигают размеров десятков тысяч световых лет и наблюдаются преимущественно в сейфертовских галактиках II типа. Исследования этих структур могут помочь нам лучше понять взаимодействие между АЯГ и родительскими галактиками.

Один из крупнейших конусов ионизации в локальной Вселенной расположен в NGC 5252 — сейфертовской галактике типа 1,9 на расстоянии около 329 миллионов световых лет от нас. Предыдущие наблюдения конусов ионизации в NGC 5252 показали, что они простираются на 130 000 световых лет в поперечнике и состоят из нескольких дуг, заключенных в двойной конус, окружающий ядро ​​галактики.

Недавно группа астрономов под руководством Чэнь Вана из Университета Сямэнь в Китае более внимательно изучила эти конусы, исследовав их в рентгеновских лучах. Для этой цели они использовали рентгеновскую обсерваторию НАСА «Чандра».

«При общем времени экспозиции 230 кс полный набор данных наблюдений Чандры, использованный в этой работе, почти в четыре раза глубже предыдущего, что позволяет нам исследовать пространственно-разрешенные свойства расширенного излучения на большом радиальном расстоянии от ядро», — объяснили исследователи.

Наблюдения, проведенные командой Ванга, обнаружили самую дальнюю рентгеновскую дугу конусов, простирающуюся примерно на 65 000 световых лет от ядра NGC 5252. В целом рентгеновские изображения показывают, что структуры конусов в основном следуют направлению оптических лучей. конусы ионизации в юго-восточном и северо-западном направлении.

Данные Чандры позволяют предположить, что наблюдаемое протяженное мягкое рентгеновское излучение обусловлено фотоионизацией, а источником ионизации конусов является АЯГ NGC 5252. Более того, было обнаружено, что по мере увеличения расстояния от ядра параметр фотоионизации ионизированного газа в подшишек остается постоянным или слегка уменьшается.

Наблюдения «Чандры» также показывают, что предполагаемая светимость ядра NGC 5252 раньше была намного выше, чем его текущая светимость. По оценкам астрономов, за последние 64 000 лет оно могло уменьшиться примерно на 98%. Они предполагают, что такое изменение светимости могло быть вызвано незначительным событием слияния.

На основании собранных данных авторы статьи пришли к выводу, что NGC 5252 напоминает реликт квазара со сверхмассивной черной дырой (СМЧД) массой, равной одному миллиарду Солнц. Они предполагают, что галактика прошла через незначительное слияние и перешла в состояние с низкой скоростью аккреции.