Исследования изучают химический состав шарового скопления Терзан 6

Химическое содержание звезд Терзан 6, наблюдаемое с помощью X-Shooter (закрашенные треугольники) и NIRSpec (светлые квадраты). Изображение предоставлено: Фанелли и др., 2024 г.

Астрономы провели комплексное химическое исследование галактического шарового скопления под названием Терзан 6. Результаты исследования, представленные в научной статье, опубликованной 11 июня на сервере препринтов arXiv, могут расширить наши знания о свойствах и природе этого кластера.

Шаровые скопления — это скопления тесно связанных звезд, вращающихся вокруг галактик. Астрономы рассматривают их как естественные лаборатории, позволяющие изучать эволюцию звезд и галактик. В частности, шаровые скопления могут помочь исследователям лучше понять историю формирования и эволюцию ранних типов галактик, поскольку формирование шаровых скоплений, по-видимому, тесно связано с периодами интенсивного звездообразования.

Обнаруженный в 1968 году Терзан 6 представляет собой сильно покрасневшую ШС во внутренней выпуклости Млечного Пути, примерно в 23 000 световых годах от Земли. Он имеет среднюю светимость, металличность -0,62 dex, а его общая масса оценивается примерно в 100 000 солнечных масс.

Хотя Терзан 6 известен уже несколько десятилетий, его химический состав плохо изучен. По этой причине группа астрономов под руководством Криштиану Фанелли из Обсерватории астрофизики и космических исследований в Болонье, Италия, решила изучить химию скопления.

Наблюдения проводились с помощью космического телескопа Хаббл (HST), телескопа Кек II и Очень большого телескопа (VLT) в рамках долгосрочного текущего проекта по изучению звездных популяций галактических балджей (GC).

Команда Фанелли выполнила ближнюю инфракрасную спектроскопию среднего и высокого разрешения на репрезентативной выборке из 27 звезд-гигантов, которые, вероятно, принадлежат Терзану 6. Все изученные звезды расположены в пределах 80 угловых секунд от центра скопления, имеют среднюю гелиоцентрическую скорость 143,3 км/с, а их эффективные температуры составляют от 3500 до 4250 К.

Основываясь на этой выборке звезд, астрономы обнаружили, что Терзан 6 имеет металличность около -0,65 dex и не имеет значительного внутреннего распределения железа. Было обнаружено, что соотношение содержания кальция, кремния, магния, титана, кислорода, алюминия и натрия увеличилось примерно на 0,3-0,4 dex по сравнению с соответствующими солнечными значениями. Однако содержание калия увеличивается лишь незначительно, в среднем на 0,11 dex, а углерод и марганец обедняются.

Исследователи отметили, что полученные химические содержания указывают на то, что Терзан 6 является настоящим ШС галактического выступа. Они добавили, что увеличение содержания альфа-элементов, таких как кремний, магний или титан, предполагает древний возраст звездного населения скопления, которое, вероятно, образовалось в ранние эпохи из газа, обогащенного в основном сверхновыми типа II. Кроме того, разброс содержаний легких элементов предполагает наличие в Терзане 6 звезд первого и среднего второго поколения.

«Некоторая дисперсия в содержании легких элементов согласуется с возможным самообогащением Терзана 6 этими элементами во время его раннего жизненного цикла, что обычно наблюдается в галактических скоплениях галактик и интерпретируется как признак множественного звездного населения», — авторы исследования. заключил.