Исследователи изучают природу новорожденного звездного скопления

(а) Распределение молекулярного газа CO G148.24+00.41. (б) Изображение внутренней области облака по Гершелю 250 мкм. (c) Цветное составное изображение в ближнем инфракрасном диапазоне (красный: диапазон Ks; зеленый: диапазон H и синий: диапазон J) FSR 655, полученное TANSPEC. Источник: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2408.12969.

Исследователи провели подробные инфракрасные наблюдения недавно образовавшегося звездного скопления в гигантском молекулярном облаке под названием G148.24+00.41. Результаты кампании наблюдения, представленные в исследовательской статье, опубликованной на сервере препринтов arXiv 23 августа, дают важное представление о природе этого новорожденного кластера.

G148.24+00.41, расположенное на расстоянии около 11 000 световых лет от нас, представляет собой связанное, массивное и холодное гигантское молекулярное облако. Он имеет радиус около 84,7 световых лет, массу 100 000 солнечных масс и измеренную температуру пыли 14,5 К.

G148.24+00.41 имеет нитевидную морфологию и демонстрирует признаки глобального иерархического коллапса. В общем, некоторые гигантские молекулярные облака имеют нитевидную конфигурацию, которая способствует кластеризации в точках соединения, называемых нитеподобными системами.

Один из таких узлов расположен вблизи геометрического центра G148.24+00.41 и представляет собой наиболее массивный его сгусток – обозначение C1. Наблюдения 2023 года показали, что скопление сформировалось в центральной области С1, так называемой области CC. Скопление, получившее название FSR 655, кажется чрезвычайно молодым, поскольку оно едва заметно на оптических изображениях.

Теперь группа астрономов под руководством Винит Рават из Лаборатории физических исследований (PRL) в Ахмедабаде, Индия, решила поближе взглянуть на FSR 655, чтобы пролить больше света на свойства этого недавно открытого скопления.

«В этой работе мы проводим глубокий НИР [near-infrared] Анализ скопления с использованием данных, полученных с недавно установленного 3,6-метрового оптического телескопа Девастал (DOT), дополненных каталогами наблюдений Спитцера. «Мы стремимся улучшить понимание текущего состояния скопления с точки зрения его эволюционной стадии, распределения массы, эффективности и скорости звездообразования, а также его вероятной судьбы в контексте формирования массивного скопления», — объяснили исследователи.

Наблюдения показали, что сегодня FSR 655 имеет общую звездную массу около 180 солнечных масс, а масса газа — около 750 солнечных масс. Возраст звездного скопления оценивается примерно в 500 000 лет.

На основании этих результатов была рассчитана эффективность звездообразования (SFE) FSR 655, равная 19%. Скорость звездообразования в скоплении (SFR) составила около 360 солнечных масс на миллион лет.

Таким образом, авторы исследования полагают, что FSR 655 имеет потенциал превратиться в массивное звездное скопление в будущем, если SFR продолжится такими же темпами. По их оценкам, общая звездная масса может достичь около 1000 солнечных масс в течение двух миллионов лет. Однако для подтверждения этого необходимы дальнейшие наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне и детальное моделирование движений звезд и газа.