JWST вглядывается в атмосферу пухлой-пушистой планеты!

Экзопланеты сейчас определенно являются горячей темой. Добавьте немного космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST), и вы получите рецепт волшебства! Я до сих пор не могу поверить, что мы открыли, да на самом деле открыли 5539 экзопланет, и каждый день подтверждается еще больше! Первая экзопланета была открыта в 1992 году, и теперь известно более пяти с половиной ТЫСЯЧ планет вокруг других звездных систем! Команда астрономов исследовала одну из них, загадочную WASP-107b, с помощью JWST, и сделала несколько невероятных открытий о ее атмосфере.

Экзопланеты — это планеты, вращающиеся вокруг других звезд. WASP-107b была обнаружена в 2017 году с помощью комплекса роботизированных телескопов Wide Angle Search for Planets (WASP). Это газообразная экзопланета с массой, аналогичной Нептуну, но диаметром ближе к Юпитеру и находящаяся на расстоянии 200 световых лет от нас, вращающаяся вокруг звезды (WASP107) в созвездии Девы. Масса и размер планеты означают, что ее атмосфера несколько «пушистая» и более разреженная, чем у планет нашей Солнечной системы.

Команда астрономов недавно использовала прибор среднего инфракрасного диапазона (MIRI) на борту JWST для исследования WASP107b (второй планеты на орбите вокруг WASP107), которая из-за ее тонкой пушистой атмосферы позволила им заглянуть дальше и глубже, чем обычно, и обнаружить новые Атмосферные детали. Используя MIRI, команда изучила атмосферу и обнаружила наличие водяного пара, диоксида серы, облаков «песка», но, что удивительно, никаких признаков метана.

Изображение прибора среднего инфракрасного диапазона на борту космического телескопа Джеймса Уэбба.
Инструмент среднего инфракрасного диапазона на борту космического телескопа Джеймса Веба. Кредит: НАСА

Наблюдения позволили по-новому взглянуть на атмосферу экзопланет. «Пушистая» природа атмосферы позволила фотонам родительской звезды WASP107 проникнуть дальше, что привело к образованию диоксида серы, что было совершенно неожиданным.

Облака также были обнаружены, хотя, в отличие от облаков на Земле, они состояли из мельчайших силикатных частиц, основного компонента песка! На Земле вода обычно замерзает при низких температурах, но на газовых гигантах, где температура может достигать 1000 градусов, силикатные частицы могут замерзать, что часто приводит к образованию облаков! Температура на WASP107b составляет около 500 градусов, и при этих температурах облака, образовавшиеся из силикатных частиц, производят дождь, который выпадает и испаряется на более низких уровнях, а затем поднимается обратно вверх и снова собирается в облака.

Одним из удивительных открытий, или, скорее, не-открытий, стало отсутствие метана. Ожидался метан, но его отсутствие указывает на возможность того, что атмосфера теплее, чем предполагалось. Исследования WASP107b наконец начали раскрывать разнообразие атмосфер экзопланет и сложности химических взаимодействий в инопланетных мирах. Однако без JWST это исследование было бы невозможно, и вместе с MIRI мы начинаем менять наше понимание планетарной эволюции.

Источник: Космический телескоп Джеймса Уэбба обнаружил водяной пар, диоксид серы и песчаные облака в атмосфере соседней экзопланеты.