KiDS в небе: новая звездная система, обнаруженная Килоградусным обзором

Диаграмма цвет-величина звезд, расположенных в пределах 5 футов от вновь обретенного центра сверхплотности звезд. Фото: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2311.06037.

Астрономы обнаружили новую звездную систему на окраине Млечного Пути в рамках Килоградусного обзора (KiDS). Новооткрытая система, названная Секстанс II, скорее всего, является ультратусклой карликовой галактикой. Об этом сообщается в статье, опубликованной 10 ноября на сервере препринтов arXiv.

KiDS — это обширная многодиапазонная фотометрическая съемка с использованием обзорного телескопа VLT (VST) в обсерватории ESO Паранал в Чили. С 2011 года в ходе исследования было картировано 1350 квадратных градусов ночного неба с помощью четырех широкополосных фильтров (u, g, r, i). Хотя KiDS ориентирован на сборку крупномасштабных структур во Вселенной, он также может обнаруживать внегалактические звездные системы с низкой поверхностной яркостью.

Вот почему группа астрономов под руководством Массимилиано Гатто из Астрономической обсерватории Каподимонте в Неаполе, Италия, решила провести крупномасштабный поиск неизвестных слабых звездных систем с помощью KiDS. С этой целью они искали сверхплотности звезд с низкой светимостью в последнем выпуске данных KiDS (DR4), что дало многообещающие результаты.

«Мы сообщаем об открытии значительной и компактной сверхплотности старых и бедных металлами звезд в обзоре KiDS (выпуск данных 4)», — пишут исследователи в статье.

Команда выявила весьма многообещающую сверхплотность звезд в созвездии Секстанов с абсолютной интегральной величиной -3,9. Последующие наблюдения этой избыточной плотности с помощью 8,2-метрового телескопа Субару подтвердили, что это звездная система, расположенная на расстоянии около 473 000 световых лет от Земли.

Астрономы первоначально назвали новообретенную систему KiDS-UFD-1 и назвали ее Sextans II. Собранные данные показывают, что Секстанс II относительно небольшой, с полусветовым радиусом около 629 световых лет, а его масса оценивается в 4910 солнечных масс. Система имеет металличность на уровне -1,5 dex, эллиптичность 0,46 и возраст не менее 10 миллиардов лет.

По мнению авторов статьи, результаты указывают на то, что Секстанс II представляет собой слабую, старую и бедную металлами систему. Команда Гатто пришла к выводу, что недавно обнаруженная звездная система представляет собой слабый сфероидальный спутник Млечного Пути, скорее всего, ультратусклую карликовую (UFD) галактику. В целом, UFD являются наименее яркими галактиками с наибольшим преобладанием темной материи и наименее химически развитыми из известных галактик.

Однако исследователи не исключают возможности того, что Секстанс II может быть разрушающимся шаровым скоплением, добавляя, что необходимы дальнейшие исследования этой системы, чтобы подтвердить ее истинную природу.

«Окончательное слово о природе системы может быть предоставлено только путем надлежащего спектроскопического наблюдения за разумной выборкой звезд-членов, что может оказаться сложной задачей, учитывая диапазон звездных величин, охватываемый кандидатами в члены RGB», — пишут ученые.