Китай и Франция запускают спутники, чтобы лучше понять Вселенную

Впечатление художника о слиянии двух нейтронных звезд, вызывающем гамма-всплеск.

Французско-китайский спутник запустится в космос в субботу в поисках самых мощных взрывов во Вселенной – замечательный пример сотрудничества западной державы и азиатского гиганта.

Монитор космических переменных объектов (СВОМ), разработанный инженерами обеих стран, предназначен для поиска гамма-всплесков, свет которых преодолел миллиарды световых лет, чтобы достичь Земли.

930-килограммовый спутник с четырьмя приборами — двумя французскими и двумя китайскими — будет запущен на борту китайской ракеты Long March 2-C с космической базы в Сичане в юго-западной провинции Сычуань.

Гамма-всплески обычно происходят после взрыва звезд-гигантов, размер которых превышает размер Солнца в 20 раз, или слияния компактных звезд.

Чрезвычайно яркие космические лучи могут испускать всплеск энергии, эквивалентный энергии более миллиарда солнц.

Наблюдение за ними похоже на «оглядывание в прошлое, поскольку свету от этих объектов требуется много времени, чтобы достичь нас», — сказал AFP Оре Готлиб, астрофизик из Центра астрофизики Института Флэтайрон в Нью-Йорке.

«Несколько секретов»

Лучи несут следы газовых облаков и галактик, мимо которых они проходят на своем пути в космосе, — ценные данные для лучшего понимания истории и эволюции Вселенной.

«SVOM потенциально может раскрыть несколько загадок в области гамма-всплесков, включая открытие самых далеких гамма-всплесков во Вселенной, которые соответствуют самым ранним гамма-всплескам», — сказал Готлиб.

Самые дальние извержения, обнаруженные на данный момент, произошли всего через 630 миллионов лет после Большого взрыва, что составляет пять процентов от нынешнего возраста Вселенной.

«Мы… заинтересованы в гамма-всплесках как таковых, потому что это очень экстремальные космические взрывы, которые позволяют нам лучше понять смерть некоторых звезд», — сказал Фредерик Дейн, астрофизик из Парижского института астрофизики.

«Все эти данные позволяют проверять законы физики с помощью явлений, которые невозможно воспроизвести в лаборатории на Земле».

После анализа данные могут помочь лучше понять состав космоса или динамику газовых облаков или других галактик.

Проект является результатом партнерства французского и китайского космических агентств и других научно-технических групп обеих стран.

Космическое сотрудничество на таком уровне между Западом и Китаем является необычным, особенно после того, как Соединенные Штаты запретили любое сотрудничество между НАСА и Пекином в 2011 году.

Гонка со временем

«Обеспокоенность США по поводу передачи технологий сильно отпугивает союзников США от сотрудничества с Китаем, но это все еще время от времени происходит», — сказал Джонатан Макдауэлл, астроном Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в США.

В 2018 году Китай и Франция совместно запустили CFOSAT, океанографический спутник, используемый в основном в морской метеорологии.

Несколько европейских стран приняли участие в китайской программе исследования Луны в Чанъэ.

Таким образом, хотя СВОМ «ни в коем случае не уникален», он остается «значимым» в контексте космического сотрудничества между Китаем и Западом, сказал Макдауэлл.

Как только спутник достигнет орбиты на высоте 625 километров (388 миль) над Землей, он отправит свои данные обратно в обсерватории.

Самая большая проблема заключается в том, что гамма-всплески чрезвычайно коротки, что заставляет ученых соревноваться со временем в сборе информации.

Как только SVOM обнаруживает вспышку, он отправляет оповещение дежурной команде круглосуточно и без выходных.

В течение пяти минут они должны развернуть на земле сеть телескопов, которые будут точно совмещены с осью источника всплеска, чтобы провести более подробные наблюдения.