Комета Цучиньшань демонстрирует признаки распада перед обращением вокруг Солнца

Пылевой хвост кометы Цучиньшань-АТЛАС. Верхняя панель: обрезанная версия компьютерного изображения кометы, полученного Р. Навесом с помощью рефлектора 30 см f/9 в обсерватории Монкабре, Испания, в июне 2024 года. Нижняя панель: четыре синхронизатора, имитирующие осевые направления частиц пыли, выброшенных из ядра (большой открытый круг) в разное время. Фото предоставлено: arXiv (2024 г.). DOI: 10.48550/arxiv.2407.06166.

Зденек Секанина, астроном из Ла-Канада-Флинтридж в США, сообщает о том, что он называет свидетельством возможного распада кометы Цутиншань перед ее орбитой вокруг Солнца. Секанина специализируется на поведении комет, в частности, анализирует их, чтобы сделать прогнозы о том, расколются ли они или развалятся вблизи Солнца.

Он считает, что комета, скорее всего, распадется прежде, чем ее можно будет увидеть с Земли, и опубликовал свое исследование на сервере препринтов arXiv.

Комета Цучиньшань-ATLAS, более официально известная как C/2023 A3, была обнаружена только в прошлом году астрономами на станции Сюйи китайской обсерватории Пурпурная гора. Позже он был утерян, но затем был найден командой в Южной Африке. С момента его повторного открытия волнение возросло, поскольку его размер и траектория предполагали, что его будет легко увидеть во время его близкого пролета над Землей в октябре этого года, и, возможно, он будет выглядеть таким же ярким, как Юпитер в ночном небе.

Однако ожидаемое зрелище вряд ли произойдет, говорит Секанина в своей статье, поскольку комета уже проявляет признаки распада еще до прибытия.

Когда кометы приближаются к Солнцу, они теряют газ. Когда они приближаются, они также теряют пыль, образующую видимые хвосты. Предыдущие исследования показали, что выделение газа толкает комету вперед, как двигатель, а также может немного изменить ее орбиту и скорость вращения.

Измерив это негравитационное ускорение, астрономы могут предсказать орбиту кометы, когда она движется вокруг Солнца. Он также используется для оценки яркости, когда он проходит достаточно близко, чтобы его можно было увидеть с Земли.

В ходе своих наблюдений Секанина обнаружил, что комета не стала такой яркой, как ожидалось, учитывая ее размер, скорость и вращение. И, что еще хуже, оно не становилось ярче по мере приближения к солнцу. Он подозревает, что единственная правдоподобная причина заключается в том, что сейчас она находится на поздней стадии фрагментации. Он подозревает, что комета, скорее всего, развалится на части, слишком маленькие, чтобы их можно было увидеть с Земли.

Проверьте также