Малина в небе: астрономы обнаружили нового кандидата в остаток сверхновой

Составное изображение RGB, на котором карта общей интенсивности Raspberry, наблюдаемая ASKAP на частоте ν = 944 МГц, показана красным и синим, а инфракрасное изображение WISE 12 мкм — зеленым. Чтобы представить структуру Raspberry, использовались различные цветовые карты и настроенные уровни контрастности. Ко всем изображениям применяется линейный масштаб. На вставке — увеличенное изображение ASKAP Stokes-V, показывающее возможный источник-прародитель. Фото: Лазаревич и др., 2024.

Астрономы из Университета Западного Сиднея в Австралии и других местах сообщают об обнаружении нового кандидата в остаток сверхновой (SNR). Новооткрытый кандидат SNR, получивший название «Малина» из-за своей морфологии, был идентифицирован на ближней стороне рукава Щита-Центавра Млечного Пути. Результаты были подробно описаны в исследовательских записках Американского астрономического общества.

Остатки сверхновых (SNR) представляют собой диффузные расширяющиеся структуры, образующиеся в результате взрыва сверхновой. Они содержат выброшенный материал, расширяющийся в результате взрыва, и другой межзвездный материал, который был унесен ударной волной от взорвавшейся звезды.

Исследования остатков сверхновых важны для астрономов, поскольку они играют ключевую роль в эволюции галактик, рассеивая тяжелые элементы, образовавшиеся в результате взрыва сверхновой, и обеспечивая энергию, необходимую для нагрева межзвездной среды. Считается также, что SNR ответственны за ускорение галактических космических лучей.

Недавно группа астрономов под руководством Сани Лазаревича из Университета Западного Сиднея по счастливой случайности обнаружила нового галактического кандидата в SNR в рамках Австралийского исследования эволюционной карты Вселенной (EMU) Австралийского спутника с массивом квадратных километров (ASKAP). Объект получил обозначение G308.73+1.38 и получил прозвище «Малина» из-за сходства с известным фруктом.

«В рамках масштабного проекта ASKAP-EMU в декабре 2023 года наблюдалась область неба SNR полным комплектом из 36 антенн ASKAP на центральной частоте 943,4 МГц и полосе пропускания 288 МГц. (… ) Мы по счастливой случайности обнаружили нового кандидата в галактические SNR, получившего название Raspberry», — пишут исследователи в статье.

Основываясь главным образом на ее радиоморфологии, команда Лазаревича классифицировала Raspberry как остаток сверхновой оболочки оболочкового типа. Было отмечено, что расширенная оболочка на радиочастотах, наблюдаемая у Raspberry, напоминает типичные SNR панцирного типа. Эта оболочка состоит из нитевидной структуры с наиболее яркими областями, расположенными на западном краю.

Диаметр Малины оценивается в пределах от 32,5 до 98 световых лет, а расстояние до нее — в 10 000–16 000 световых лет. Было измерено, что кандидат SNR имеет общий интегральный поток 407 мЯн по всей площади оболочки.

Наблюдения также обнаружили возможный точечный источник с круговой поляризацией недалеко от центра Малины. Астрономы предполагают, что этим точечным источником может быть нейтронная звезда или, возможно, пульсар, образовавшийся в результате первоначального события сверхновой.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули, что необходимо дальнейшее расследование для подтверждения статуса SNR для Raspberry.

«В частности, дополнительные полосы радиоконтинуума позволили бы нам подтвердить нетепловое происхождение радиоизлучения (через спектральный индекс); полные параметры Стокса позволили бы нам изучить поляризацию, которая является сильной характеристикой оболочечных SNR», — ученые объяснил.