На спутнике Юпитера Европе может быть меньше кислорода, чем ожидалось, и это открытие может поставить заслон жизни

На этом изображении, предоставленном НАСА и обработанном Кевином М. Гиллом, показан спутник Юпитера Европа, захваченный космическим кораблем «Юнона» 29 сентября 2022 года, север слева. Исследование, опубликованное в понедельник, 4 марта 2024 года, предполагает, что на ледяной поверхности спутника Юпитера Европы меньше кислорода, чем предполагалось, и это может повлиять на то, может ли какая-либо жизнь скрываться в подземном океане Луны. Фото: Кевин М. Гилл/НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калтех/SwRI через AP

Новое исследование предполагает, что на ледяной поверхности спутника Юпитера Европы меньше кислорода, чем предполагалось, и это может повлиять на то, может ли какая-либо жизнь скрываться в подземном океане Луны.

Даже при небольшом количестве кислорода или его отсутствии микробы все еще могут суетиться в океане, который, как полагают, существует в милях (километрах) под замерзшей корой Европы. Что касается чего-то еще, «кто знает», — сказал ученый НАСА Кевин Хэнд, который не участвовал в исследовании, опубликованном в понедельник в журнале Nature Astronomy.

Для подтверждения этих результатов необходимы дополнительные исследования, которые противоречат более ранним телескопическим наблюдениям за конденсированным кислородом во льду Европы, указывающим на более высокую концентрацию кислорода, сказал Хэнд.

Новое исследование основано на данных, собранных космическим кораблем НАСА «Юнона» во время особенно близкого пролета к Европе в 2022 году — на расстояние всего 219 миль (353 километра).

Американо-европейская группа подсчитала, что на поверхности Европы каждую секунду производится от 13 до 39 фунтов (6–18 кг) кислорода.

Миссия НАСА «Юнона» измеряет производство кислорода на Европе

На этой иллюстрации показаны заряженные частицы Юпитера, падающие на поверхность Европы, расщепляющие молекулы замороженной воды на молекулы кислорода и водорода. Ученые полагают, что некоторые из этих вновь созданных газов кислорода могут мигрировать в сторону подземного океана Луны, как показано на вставке. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт/SWRI/PU.

Предыдущие оценки имели гораздо более широкий разброс: в секунду производилось до 2245 фунтов (1100 килограммов) кислорода. Таким образом, «если в прошлом производство кислорода на Европе не было значительно выше», новые измерения обеспечивают «более узкий диапазон для поддержания обитаемости», пишут исследователи.

Этот кислород образуется вместе с водородом, когда радиация Юпитера разрушает глобальную оболочку Европы из замерзшей воды.

Ведущий автор Джеймс Салай из Принстонского университета сказал, что пролет Юноны был первым случаем, когда космический корабль «напрямую обнюхал» окрестности Европы. «Нам не терпелось заглянуть за кулисы его сложной среды», — написал он в электронном письме.

Хотя это «значительно более узкий диапазон, чем мы думали ранее, нам еще многое предстоит узнать», — сказал Салай.

Неизвестно, сколько кислорода уходит в атмосферу Луны, сколько остается во льду и сколько может попасть в подземное море.

NASA планирует запустить Europa Clipper этой осенью. Космический корабль совершит десятки близких облетов Европы (размером почти с нашу Луну), вращаясь вокруг гигантской газовой планеты.