Наблюдения ALMA проливают больше света на молекулярные облака, связанные с остатком сверхновой LHA 120-N49.

LHA 120-N49: карта пиковой интенсивности ALMA 12CO (J = 1–0). Фото: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2311.02180

Используя Большую миллиметровую/субмиллиметровую решетку Атакамы (ALMA), международная группа астрономов наблюдала остаток сверхновой, известный как LHA 120-N49. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 3 ноября на сервере препринтов arXiv, дают важную информацию о природе и свойствах молекулярных облаков, связанных с этим остатком.

Остатки сверхновых (SNR) представляют собой диффузные расширяющиеся структуры, образующиеся в результате взрыва сверхновой. Наблюдения показывают, что SNR включают расширяющийся материал, который был выброшен во время взрыва, а также межзвездное вещество, собранное, когда оно было унесено ударной волной, произведенной взорвавшейся звездой.

Исследования остатков сверхновых важны для астрономов, поскольку они оказывают решающее влияние на эволюцию галактик, рассеивая тяжелые элементы, образовавшиеся в результате взрыва сверхновой, и обеспечивая энергию, необходимую для нагрева межзвездной среды. Более того, предполагается, что SNR ответственны за ускорение галактических космических лучей.

LHA 120-N49 (или N49) — яркий остаток рентгеновской сверхновой в Большом Магеллановом Облаке (БМО) с видимым диаметром около 59 световых лет. Возраст остатка составляет около 4800 лет, а энергия его взрыва оценивается на уровне 1,8 сексдециллиона эрг.

Предыдущие наблюдения показали, что окружающая среда N49 содержит молекулярные облака и молодые звездные скопления. Похоже, что ударная волна от SNR взаимодействует с плотными комковатыми межзвездными облаками на восточной стороне остатка. Недавно группа астрономов под руководством Хидетоши Сано из Университета Гифу в Японии решила использовать ALMA для исследования этого взаимодействия.

«Мы провели наблюдения эмиссионной линии 12CO(J = 3–2) с использованием ALMA Atacama Compact Array Band 7 в 8-м цикле. Мы использовали 10–11 антенн 7-метровой антенной решетки в 2022 году 22, 27, 30 и 20 августа 2022 года. 2 сентября. Мы также использовали 3–4 антенны массива Total Power (TP) в 2022 году 2, 4, 7, 8, 13, 17, 18, 20 и 27 августа», — пояснили исследователи.

Наблюдения ALMA выявили комковатое распределение молекулярных облаков, связанных с N49. Облака, кажется, полностью очерчивают юго-восточный край оболочки остатка и демонстрируют высокую интенсивность исследованных эмиссионных линий. Это говорит о том, что произошло взаимодействие ударных облаков.

Всего в окрестностях N49 идентифицировано восемь молекулярных облаков. Кинетическая температура и плотность молекулярного водорода этих облаков также указывают на то, что они были вызваны ударами сверхновых. Астрономы отметили, что это первое свидетельство существования нагретых ударной волной молекулярных облаков во внегалактическом остатке сверхновой.

Исследование также показало, что пять молекулярных облаков имеют постоянное давление и не испытали ударного испарения за время существования N49. Остальные три, скорее всего, частично испарились в результате взаимодействия ударного облака.