Наблюдения изучают изменчивость ближайшей сверхбыстро вращающейся активной звезды

Наблюдения проверяют изменчивость ближайшего сверхбыстрого ротатора

Рентгеновская кривая блеска XMM-Newton RGS2 AB Doradus A с размером интервала 300 секунд. Красные открытые кружки представляют состояние горения, а синие кружки показывают состояние покоя. Синяя сплошная линия и заштрихованная область соответствуют среднему состоянию покоя и стандартному отклонению соответственно. Фото: Сингх и Панди, 2024 г.

Индийские астрономы провели долгосрочные рентгеновские наблюдения за близлежащей сверхбыстро вращающейся активной звездой, известной как AB Doradus A. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 29 февраля на сервере препринтов arXiv, дают решающее представление о краткосрочной перспективе. временная и долговременная переменность этой звезды.

Расположенная на расстоянии примерно 48,4 световых лет от нас, AB Doradus A (или сокращенно AB Dor A) — это звезда типа K0 в созвездии Дорадо, которая недавно достигла главной последовательности. По размерам он похож на Солнце, а его масса составляет примерно 0,86 солнечной массы. Звезда, являющаяся частью пятерной звездной системы, имеет период вращения около 0,51 дня и демонстрирует сильную магнитную активность со средней рентгеновской светимостью в диапазоне одного ноллиона эрг/с.

AB Doradus A испытывает частые вспышки и демонстрирует периодическое повышение активности. Одно из предыдущих фотометрических исследований этой звезды показало, что она демонстрирует по крайней мере два разных типа циклов активности: один с периодом 5–7 лет, в течение которого активность переключается между двумя активными долготами, и другой с периодом 19–22 долготы. лет, аналогично 11-летнему солнечному циклу.

Поэтому, чтобы пролить больше света на циклы активности AB Doradus A и ее изменчивость в целом, Гурприт Сингх и Дживан К. Панди из Научно-исследовательского института наблюдательных наук Арьябхатты (ARIES) в Индии проанализировали данные в основном из ЕКА. Спутник XMM-Newton, который регулярно наблюдает за этой звездой.

«АБ Дор регулярно наблюдался со стороны РГО [reflection grating spectrometer onboard XMM-Newton] детектор; поэтому мы использовали наблюдения РГО для дальнейшего анализа. XMM-Newton наблюдал AB Dor на протяжении 42 эпох с 2000 по 2022 год», — пишут исследователи в статье.

Исследование подтвердило, что AB Doradus A демонстрирует частые вспышки, на которые приходится в среднем 57% общего времени наблюдений. Анализ кривых блеска покоя выявил наличие вращательной модуляции в большинстве эпох наблюдений.

Основываясь на корональных изображениях AB Doradus A, астрономы определили наличие двух различных активных долгот, каждая из которых расположена на расстоянии 180 градусов друг от друга. Похоже, что эти активные долготы демонстрируют миграцию и изменения их относительной яркости, при этом одна активная долгота доминирует над другой.

Анализируя долгосрочную рентгеновскую кривую блеска AB Doradus A, исследователи выделили периоды примерно 3,6, 5,4 и 19,2 года. Они предполагают, что период в 5,4 года связан с циклом рентгеновского переворота, тогда как период в 19,2 года может соответствовать долгосрочному циклу. Однако авторы статьи добавили, что рентгеновский триггерный цикл требует подтверждения с помощью долгосрочных рентгеновских наблюдений с адекватной частотой.