Наблюдения обнаружили близлежащий сверхбыстрый звездный/субзвездный объект

Прямое моделирование спектра Keck/NIRES J1249+3621 в спектральных областях 1,10–1,19 мкм (слева) и 1,235–1,28 мкм (справа), обе из которых демонстрируют особенности звездного и теллурического поглощения. Фото предоставлено: Бургассер и др., 2024 г.

С помощью телескопа Кек II астрономы обнаружили объект, который может быть коричневым карликом или маломассивной звездой и имеет очень высокую лучевую скорость. Объект под названием CWISE J124909.08+362116.0 находится на расстоянии около 400 световых лет от нас. Об открытии было сообщено 11 июля на сервере препринтов arXiv.

Коричневые карлики (BD) — это объекты между планетами и звездами, их масса варьируется от 13 до 80 масс Юпитера (от 0,012 до 0,076 масс Солнца). Они формируются как звезды, но недостаточно массивны, чтобы поддерживать синтез водорода в своих ядрах.

Теперь группа астрономов под руководством Адама Бургассера из Калифорнийского университета в Сан-Диего сообщает об открытии нового объекта на границе масс между коричневым карликом и звездой.

Используя спектрометр Эшеллетт ближнего инфракрасного диапазона (NIRES) на телескопе Кек II, они исследовали CWISE J124909.08+362116.0 (или сокращенно CWISE J1249+3621) — слабый красный источник с высоким собственным движением, который впервые был обнаружен гражданскими учеными. Источником оказался редкий тип гиперскоростного субкарлика.

«Мы сообщаем об открытии высокоскоростной звезды или коричневого карлика с очень малой массой, кинематика которой предполагает, что она не связана с Млечным Путем. (…) Самые быстрые «сверхскоростные» звезды не связаны с гравитационным потенциалом Млечного Пути и могут даже иметь внегалактическое происхождение», — объяснили исследователи.

Согласно исследованию, CWISE J1249+3621 имеет высокую лучевую скорость -103 км/с. В результате галактическая скорость покоя составляет 456 км/с, что соответствует 1530 световым годам на миллион лет. Поскольку этот результат чуть ниже галактической скорости убегания в радиусе Солнца, которая в настоящее время оценивается в 521-580 км/с, астрономы приходят к выводу, что этот объект, скорее всего, не связан с Млечным Путем.

Наблюдения показали, что CWISE J1249+3621 имеет массу около 0,082 солнечной массы, а ее эффективная температура оценивается в 1715–2320 К. Металличность CWISE J1249+3621 измерялась в диапазоне от -1,4 до -0,5.

Основываясь на собранных данных, авторы статьи полагают, что CWISE J1249+3621, скорее всего, является сверхбыстрой звездой-субкарликом раннего L-типа с низким содержанием металлов, а не коричневым карликом. Они подчеркивают, что это может быть первая известная сверхбыстрая звезда малой массы и самый близкий к Земле такой объект.

Пытаясь определить происхождение CWISE J1249+3621, исследователи рассматривают несколько различных гипотез, включая возможность выброса из центра галактики более трех миллиардов лет назад или продолжения существования в качестве компаньона взорвавшегося аккрецирующего белого карлика.

Чтобы сделать выводы о его истинном происхождении, требуется дальнейшее изучение физических и атмосферных свойств этого объекта.