Парадоксально, но, несмотря на то, что мы получаем больше научных результатов, чем когда-либо прежде (исследователи по всему миру ежегодно публикуют миллионы научных статей), темпы научных открытий замедляются.
Есть несколько причин этого общего замедления научного прогресса, но наиболее важной является простое развитие каждой области.
Со временем научные области становятся все более изощренными и изощренными. Это хорошо, потому что мы берем небольшие кусочки вновь обретенных знаний и развиваем их в полноценные теории о том, как устроена Вселенная. Но по иронии судьбы этот процесс замедляет темпы будущих открытий в той же области.
Это потому, что наши вопросы становятся все более изощренными и целенаправленными. В любой области науки темп открытий растет довольно быстро, поскольку отдельные исследователи могут совершать удивительные прорывы, используя только свой разум или несколько простых лабораторных экспериментов и наблюдений. Но как только на эти простые вопросы будут даны ответы, останутся только трудные; проблемы, которые требуют от людей совместной работы и объединения своих ресурсов, которые требуют огромных инвестиций времени и денег, которые требуют интенсивных усилий и многих лет обучения, чтобы решить даже небольшую часть общей проблемы.
Возьмем, к примеру, космологию. Сто лет назад вряд ли кого-то волновала природа и судьба Вселенной. Даже после того, как Хаббл открыл расширяющуюся Вселенную, космология считалась нишевой темой. Но небольшая группа практиков смогла добиться поразительных успехов и закрепить за Большим взрывом место ключевой теории в истории Вселенной. Сегодня прогресс в науке замедляется, и сотни команд тратят миллионы долларов на проведение одного-единственного исследования.
Космология не одинока.
Думайте о научных областях как о растущем пузыре. Объем пузыря — это знания, которые мы уже приобрели, а край пузыря представляет пределы этих знаний. Во-первых, пузырь небольшой, с небольшим объемом и небольшой площадью поверхности. По мере того, как мы получаем новые знания о поверхности, мы увеличиваем площадь поверхности, и соответственно растет объем.
Если пузырь невелик, не нужно многого, чтобы радикально увеличить его объем — даже работы одного человека достаточно, чтобы удвоить или утроить наши общие человеческие знания по предмету. Но по мере расширения пузыря объем становится намного больше площади его поверхности. Новые знания, раздвигающие границы, предоставляют лишь пропорционально меньше новой информации. Прогресс становится все труднее и замедляется, а иногда и останавливается.
Это не обязательно должно быть плохо. Научные области возникают, быстро растут и развиваются. Мы все еще можем узнать что-то новое в любой области, но эта общая тенденция означает, что нам не следует ожидать быстрого прогресса. Нам просто нужно держать свои ожидания под контролем.