Немецкие ученые изучают остаток сверхновой SNR G309.8+00.0 при высоких энергиях

Комбинированное изображение SUMSS на частоте 843 МГц (красный) и 1–2 кэВ eRASS:4 (голубой) на площадке SNR G309.8+00.0 и вокруг нее. Фото предоставлено: Михаилидис и др., 2024 г.

С помощью космических обсерваторий «Спектр-РГ» и «Ферми» немецкие астрономы исследовали остаток сверхновой SNR G309.8+00.0 в рентгеновском и гамма-диапазоне. Результаты нового исследования, опубликованные 25 июня на сервере препринтов arXiv, дают важную информацию о свойствах остатка сверхновой.

Остатки сверхновых (SNR) — это диффузные расширяющиеся структуры, возникающие в результате взрыва сверхновой. Они содержат выброшенный материал, который расширяется во время взрыва, и другой межзвездный материал, который был унесен ударной волной взорвавшейся звезды.

Изучение остатков сверхновых важно для астрономов, поскольку они играют ключевую роль в эволюции галактик. Они распределяют тяжелые элементы, образовавшиеся в результате взрыва сверхновой, и обеспечивают энергию, необходимую для нагрева межзвездной среды. Остатки сверхновых также считаются ответственными за ускорение галактических космических лучей.

SNR G309.8+00.0 — это остаток сверхновой, расположенный точно в галактической плоскости и впервые обнаруженный в радиодиапазоне около полувека назад. Он выглядит как четко очерченная эллиптическая оболочка размером 25 на 19 угловых минут. Расстояние до SNR G309.8+00.0 оценивается в 10 000–18 000 световых лет.

Хотя соотношение сигнал/шум G309.8+00.0 известно уже несколько десятилетий, оно еще не было продемонстрировано ни на одной другой длине волны. Команда астрономов во главе с Мильтиадисом Михайлидисом из Института астрономии и астрофизики Тюбингена теперь решила изменить это, изучив соотношение сигнал/шум в рентгеновском и гамма-диапазоне.

«Мы представляем первое исследование SNR G309.8+00.0, хорошо известного по радионаблюдениям, при более высоких энергиях», — пишут исследователи в статье.

Наблюдения показывают, что рентгеновское излучение SNR G309.8+00.0 ограничено в основном диапазоном энергий 1–2 кэВ. Рентгеновское излучение имеет эллиптическую форму, а внешний вид остатка в виде оболочки хорошо коррелирует с радиосинхротронным излучением SNR. Рентгеновское излучение заполняет в основном южную половину оболочки остатка.

Исследование показало, что большая часть гамма-излучения, наблюдаемого в SNR G309.8+00.0, исходит от источника, обозначенного 4FGL J1349.5-6206c. Дальнейший анализ позволил команде разложить этот источник на четыре точечных компонента, один из которых пространственно совпадает с огибающей SNR G309.8+00.0.

На основании собранных данных авторы работы предполагают, что расстояние до SNR G309.8+00.0 составляет не менее 19 500 световых лет; Таким образом, остаток находится дальше, чем предполагалось ранее. Это предполагает, что возраст SNR составляет от 100 000 до 350 000 лет.