Новая большая звездная вспышка обнаружена у EV Lacertae

Четырехдневные кривые блеска EV Lacertae во время нашей наблюдательной кампании 24-27 октября 2022 г. Фото: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2401.00399.

Астрономы провели многоволновые наблюдения близлежащей звезды М-карлика, известной как EV Lacertae (или для краткости EV Lac). В результате наблюдательной кампании была обнаружена новая крупная звездная вспышка от этого объекта. Открытие было подробно описано в статье, опубликованной 31 декабря на сервере препринтов arXiv.

Звездные вспышки — это энергичные и импульсивные выбросы большого количества энергии звезды. Они происходят, когда сдвиг магнитного поля звезды ускоряет электроны до скоростей, приближающихся к скорости света, что приводит к извержениям, вызывающим излучение во всем электромагнитном спектре.

Наблюдения показывают, что вспышки звезд М-карликов являются одними из самых драматичных звездных событий; однако их трудно предсказать. Обнаружение такой активности на объектах этого типа требует длительных измерений многих звезд.

Теперь группа астрономов под руководством Шуна Иноуэ из Киотского университета в Японии сообщает об обнаружении новой вспышки такой звезды. В октябре 2022 года они провели многоволновые наблюдения EV Lacertae (также известного как GJ 873) — активного и слабого M-карлика спектрального класса M4.5, расположенного на расстоянии около 16,5 световых лет.

«24–27 октября 2022 года мы провели 4-ночные многоволновые наблюдения активной звезды М-карлика EV Lacertae с одновременным охватом мягким рентгеновским излучением (NICER; 0,2–12 кэВ, Swift XRT; 0,2–10 кэВ), вблизи -ультрафиолетовый (Swift UVOT/UVW2; 1600–3500 Å), оптическая фотометрия (TESS; 6000–10 000 Å) и оптическая спектроскопия (Nayuta/MALLS; 6350–6800 Å)», — пишут исследователи в статье.

В ходе наблюдательной кампании 25 октября была обнаружена значительная вспышка от EV Lacertae. Болометрическая энергия белого света вспышки составляла около 0,34 дециллиона эрг, а ее рентгеновская болометрическая энергия была рассчитана на уровне 0,92 дециллиона эрг.

Наблюдения показывают, что за вспышкой последовал смещенный в синий цвет избыточный компонент спектра водорода-альфа со скоростью около 100 км/с. Астрономы предполагают, что этот компонент, возникший примерно через час после вспышки, можно отнести к извержению протуберанца.

Согласно исследованию, кривые EV Lacertae в ближнем ультрафиолете и белом свете демонстрируют постепенное и быстрое просветление во время восходящей фазы вспышки. Было отмечено, что даже во время постепенного роста белого света излучение ближнего ультрафиолета (NUV) уже быстро увеличивалось. Было рассчитано, что отношение потока ближнего ультрафиолетового света к белому на пике постепенной фазы составляет примерно 0,49.

Авторы исследования планируют дальнейшее изучение вспышки от EV Lacertae путем объединения радио- и многодиапазонных оптических фотометрических данных. Они опубликуют свои результаты в будущих исследовательских работах.