Обнаружен новый массивный эксцентричный коричневый карлик

Кривая блеска фазовой свертки TESS от TOI-2490, показывающая относительный поток 30-минутных (1800 с) данных из Сектора 5 (красный) и 20-секундной Каденции 32 (синий), увеличенный при прохождении. Изображение предоставлено: Хендерсон и др., 2024 г.

Международная группа астрономов сообщила об открытии нового коричневого карлика TOI-2490 b. Недавно обнаруженный объект примерно в 74 раза массивнее Юпитера и вращается вокруг звезды, похожей на Солнце, по очень эксцентричной орбите. Открытие было подробно описано в статье, опубликованной 8 августа на сервере препринтов arXiv.

Коричневые карлики (БР) являются промежуточными объектами между планетами и звездами и имеют массу от 13 до 80 масс Юпитера (от 0,012 до 0,076 масс Солнца). Хотя на данный момент обнаружено множество коричневых карликов, эти объекты, вращающиеся вокруг других звезд, являются редкой находкой.

Теперь группа астрономов под руководством Бет А. Хендерсон из Университета Лестера, Великобритания, обнаружила еще одного коричневого карлика. С помощью TESS транзитный сигнал был идентифицирован на кривой блеска TOI-2490, похожей на Солнце звезды главной последовательности G-типа, расположенной на расстоянии около 872,5 световых лет от нас. Природа этого сигнала как коричневого карлика была подтверждена последующими фотометрическими наблюдениями и измерениями лучевой скорости.

«В этой статье мы сообщаем об открытии TOI-2490b, нового весьма эксцентричного транзитного коричневого карлика, обнаруженного с помощью TESS», — пишут исследователи.

Согласно исследованию, TOI-2490 b имеет размеры Юпитера и имеет массу около 73,6 массы Юпитера, что соответствует плотности 91,6 г/см3. Коричневый карлик обращается вокруг своей родительской звезды каждые 60,33 дня на расстоянии около 0,31 а.е. Равновесная температура TOI-2490 b оценивается в 464,2 К.

Наблюдения показали, что TOI-2490 b имеет эксцентриситет орбиты около 0,78. Поэтому астрономы отметили, что этот результат делает TOI-2490 b самым эксцентричным коричневым карликом в так называемой пустыне BD — отсутствии коричневых карликов вокруг звезд главной последовательности в пределах примерно 3 а.е. от родительской звезды.

Проанализировав собранные данные, авторы статьи пришли к выводу, что TOI-2490 b, вероятно, возник с такой высокой степенью эксцентриситета. Они добавили, что этот коричневый карлик, вероятно, сформировался посредством механизмов звездообразования и, как полагают, имеет такой же металлизм и возраст, как и его родительская звезда.

Исследование также показало, что температура облучения TOI-2490 b меняется примерно на 1000 К (от 545 до 1552 К) во время его обращения по орбите. Однако, чтобы полностью понять такое радикальное изменение, необходимы дальнейшие наблюдения.

Что касается свойств родительской звезды TOI-2490, то она по массе равна Солнцу, а ее радиус составляет примерно 1,1 солнечного радиуса. Возраст звезды оценивается в 7,9 миллиардов лет, металличность 0,32 dex, эффективная температура 5558 К.