Обнаружена новая галактика малой массы

Кадр g+r в искусственных цветах с изображения Корвуса А, сделанного Megacam. Синяя область недавнего звездообразования хорошо видна на восточной стороне галактики, но под ней также находится более красная популяция звезд. Изображение предоставлено: Джонс и др., 2024 г.

Астрономы сообщают об открытии новой галактики в созвездии Ворона. Недавно открытая галактика, названная Корвус А, относительно маломассивна, богата газом и изолирована. Открытие было представлено в исследовательской статье, опубликованной 3 июля на сервере препринтов arXiv.

Одним из проектов, который обнаружил множество близлежащих кандидатов в галактики с малой массой, является ПОЛУавтоматический поиск полуразрешенных галактик с машинным обучением (SEAMLESS). Проект основан на маскировке излучений высокой поверхностной яркости от звезд и ярких галактик, а затем на фильтрации изображений в разных масштабах для выявления слабых, протяженных источников.

Корвус А был впервые обнаружен в ходе более старых исследований с помощью спектроскопического прибора темной энергии (DESI). Недавно группа астрономов под руководством Майкла Дж. Джонса из Университета Аризоны в Тусоне провела последующие наблюдения этого объекта с использованием таких объектов, как Магелланов Клэй Телескоп или Очень Большая Решетка Карла Дж. Янски (VLA), предоставив ему статус Корвуса А как маломассивной галактики.

«Корвус А — это недавно открытая галактика малой массы, идентифицированная на начальном этапе проекта SEAMLESS», — пишут исследователи.

Наблюдения показали, что звездное тело Корвуса А имеет неправильную структуру, а в его свете преобладает область молодых голубых звезд на восточной стороне. Поэтому астрономы подчеркнули, что ее синий, комковатый и неправильный вид напоминает Leo P — небольшую неправильную звездообразующую галактику в созвездии Льва, одну из самых низких масс в Местной группе, поскольку ее звездная масса оценивается примерно в 560 000 солнечные массы.

Согласно исследованию, Корвус А с полусветовым радиусом 834 световых года лишь в несколько раз массивнее Льва Р и содержит множество молодых звезд возрастом не более 200 миллионов лет. Исследование показало, что Корвус А — это богатая газом галактика, в которой нет областей ионизированного межзвездного атомарного водорода — так называемых областей H-II.

Расстояние до Корвуса А составило около 11,3 миллиона световых лет. Также оказывается, что в радиусе примерно 3,3 миллиона световых лет от Корвуса А нет других галактик, что делает эту галактику удивительно изолированной.

Астрономы отметили, что близость Корвуса А делает его отличной целью для дальнейших наблюдений с более высоким разрешением как в радио, так и в оптических длинах волн, которые могут пролить больше света на кинематику этой недавно открытой маломассивной галактики.

«Благодаря данным с более высоким спектральным и пространственным разрешением (например, от MeerKAT или дополнительных конфигураций VLA) должно быть возможно как отделить уширение от теплой и холодной нейтральной среды, так и отличить вклады турбулентности и вращения. На данный момент, возможно, удастся подобрать кинематическую модель и определить скорость вращения, если наклон не слишком мал», — заключают авторы статьи.