Обнаружена новая сверхкороткопериодическая двойная система

Кривая блеска TMTS и периодограмма Ломба – Скаргла для J0526. Фото: arXiv (2023). DOI: 10.48550/arxiv.2312.13612.

Используя обзорные телескопы Ма Хуатенг Университета Цинхуа (TMTS), международная группа астрономов обнаружила новую двойную систему, известную как TMTS J052610.43+593445.1. Новооткрытая система представляет собой двойную систему со сверхкоротким орбитальным периодом, состоящую из звезды-субкарлика и белого карлика-компаньона. Об этом сообщается в статье, опубликованной 21 декабря на сервере препринтов arXiv.

Согласно теории эволюции двойных систем, выброс второй общей оболочки может привести к образованию маломассивных звезд-субкарликов B-типа (sdB) внутри двойных систем со сверхкоротким орбитальным периодом. Орбитальные периоды таких отдельных двойных систем sdB могут составлять всего 20 минут. Однако на сегодняшний день найдены только четыре двойные системы этого типа с орбитальными периодами менее одного часа.

Теперь группа астрономов под руководством Цзе Линя из Университета Цинхуа в Пекине, Китай, сообщает об обнаружении новой двойной системы sdB с чрезвычайно коротким орбитальным периодом. Они использовали TMTS для поиска необычных короткопериодических объектов в нашей галактике Млечный Путь. В результате они обнаружили десяток таких объектов, и один из них, получивший обозначение TMTS J052610.43+593445.1 (или сокращенно J0526), ​​оказался двойной sdB с орбитальным периодом примерно 20,5 минут.

Команда Линя обнаружила, что J0526 состоит из видимой звезды sdB (обозначенной J0526B), примерно в семь раз больше Земли, с массой примерно 0,33 солнечной массы, которая приливно деформируется невидимым углеродно-кислородным спутником-белым карликом (J0526A). .

Наблюдения показывают, что белый карлик примерно в 10 раз меньше Солнца, имеет массу около 0,735 солнечной массы, а его эффективная температура составляет 25 400 К. Система имеет орбитальный период примерно 20,506 минут и, по оценкам, расположена на некотором расстоянии от Солнца. На расстоянии 2760 световых лет от Земли.

Астрономы предполагают, что система J0526 в настоящее время оторвана. Они предсказывают, что примерно через 1,5 миллиона лет J0526B выйдет за пределы своей полости Роша и перенесет массу в сторону J0526A с орбитальным периодом около 14 минут. Это приведет к образованию звезды AM CVn через канал гелий-звезда.

Исследователи отметили, что J0526B начнет переход в вырожденное состояние, что может привести к образованию белого карлика с гелиевым ядром. Они добавили, что когда давление электронного вырождения станет доминирующим, J0526B достигнет минимального орбитального периода около девяти минут и начнет расширяться с потерей массы. Вероятно, это приведет к увеличению орбитального периода, как предсказывает теория двойной эволюции.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули, что J0526 может быть одновырожденной отдельной двойной системой с кратчайшим орбитальным периодом. Дальнейшие исследования этой системы могут иметь важное значение для изучения путей эволюции двойных звезд от выброса второй общей оболочки до образования звезд AM CVn.