Обнаружена новая сверхновая типа Ia

Полноцветное изображение от SN 2023adsy. Изображение предоставлено: Pierel et al., 2024.

С помощью космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) астрономы Научного института космического телескопа (STScI) обнаружили новую сверхновую. Недавно обнаруженный звездный взрыв, получивший название SN 2023adsy, является самой отдаленной сверхновой типа Ia, зарегистрированной на сегодняшний день. Открытие описано в исследовательской статье, опубликованной 7 июня на сервере препринтов arXiv.

Сверхновые (SNe) — это сильные и яркие звездные взрывы. Они важны для науки, поскольку дают важные подсказки об эволюции звезд и галактик. В целом SNe делятся на две группы в зависимости от их атомных спектров: тип I (в их спектрах нет водорода) и тип II (со спектральными линиями водорода).

Сверхновые типа Ia (SN Ia) возникают в двойных звездных системах, в которых одна из звезд является белым карликом. Звездные взрывы такого типа имеют большое значение для науки, поскольку дают важную информацию об эволюции звезд и галактик.

SN 2023adsy была впервые идентифицирована в 2023 году как переходный объект в галактике JADES-GS+53.13485−27.82088 с красным смещением 2,9. Последующие наблюдения SN 2023adsy предположили, что это может быть сверхновая типа Ia.

Новое исследование группы астрономов под руководством Джастина Р. Пирела из STScI подтверждает предыдущие предположения.

«Мы представили JWST-наблюдения сверхновой (SN 2023adsy) со спектроскопическим красным смещением z = 2,903 ± 0,007, которую мы классифицируем как самую далекую сверхновую Ia, обнаруженную на сегодняшний день, используя информацию о спектре и кривой блеска», — пишут исследователи в статье. .

Полученные изображения показывают, что SN 2023adsy имеет очень красный цвет, что может быть связано со значительным ослаблением пыли родительской галактики JADES-GS+53.13485−27.82088. Однако эта галактика имеет относительно низкую массу, низкую металличность и низкое поглощение, что позволяет предположить, что SN 2023adsy может иметь естественный красный цвет.

Исследование показало, что SN 2023adsy имеет в своем спектре сильно ионизированные линии кальция (Ca II) с измеренной скоростью около 19 000 км/с. Это относительно высокая скорость по сравнению с общей численностью известных SNe Ia.

Астрономы подчеркивают, что, хотя эти особенности SN 2023adsy также наблюдаются у некоторых богатых кальцием сверхновых типа Ia, недавно открытая SN по своей природе ярче, чем общая популяция SNe Ia с низким красным смещением и богатым кальцием.

В заключение авторы исследования отмечают, что необходимы дополнительные наблюдения за сверхновыми типа Ia, чтобы определить, является ли SN 2023adsy выбросом в популяции SNe Ia из-за ее особенностей или распределение свойств этих сверхновых обусловлено изменениями в предшественники или их окружение значительно изменяются в зависимости от красного смещения.

«Чтобы определить, действительно ли характеристики популяции SNe Ia при высоких z отличаются от популяционных характеристик при низких z, и подтвердить, что стандартизированные яркости, тем не менее, остаются постоянными при красном смещении, требуется более крупная выборка далеких SNe Ia», — заключают они Ученый.