Обнаружены три новые переменные звезды типа RR Лиры

Свернутые кривые блеска в r-диапазоне для двух RR Lyrae V1 и V2 ab-типа. Фото: Нгеоу и др., 2024 г.

Используя метровый телескоп Люлина (LOT), астрономы наблюдали недавно обнаруженную сверхтусклую карликовую галактику-кандидат, известную как Дева III. В результате они обнаружили три новые переменные звезды типа RR Лиры в окрестностях этой галактики. Об этом сообщается в исследовательской статье, опубликованной 9 мая на сервере препринтов arXiv.

Переменные звезды могут дать важные подсказки по аспектам звездной структуры и эволюции. Они также могут помочь нам лучше понять масштаб расстояний Вселенной. В частности, так называемые переменные RR Лиры (RRL) являются мощным инструментом для изучения морфологии, металличности и возраста галактик, особенно с низкой поверхностной яркостью. В целом RRL представляют собой пульсирующие звезды горизонтальной ветви (HB) спектрального класса A или F с массой около половины солнечной.

Обнаруженная в 2023 году галактика Дева III является кандидатом в сверхтусклую карликовую галактику (UFD) с абсолютной звездной величиной в V-диапазоне примерно -2,69 магн. Галактика имеет полусветовой радиус около 1 угловой минуты и может содержать множество переменных звезд.

Астрономы Чоу-Чунг Нгеоу из Национального центрального университета Тайваня и Анупам Бхардвадж из Межуниверситетского центра астрономии и астрофизики (IUCAA) в Индии провели поиск потенциальных переменных RR Лиры в окрестностях Девы III.

«В этой работе мы искали RR Лиры в Деве III, используя временные ряды наблюдений LOT. (…) LOT представляет собой рефлектор Кассегрена F/8, и во время наших исследований он был оснащен ПЗС-матрицей Andor iKon-L 936. поставленные в очередь наблюдения», — пишут исследователи.

В результате наблюдений были обнаружены две звезды основной моды (ab-типа) и одна звезда первого обертона (c-типа) RR Лиры. В целом три вновь обнаруженные переменные, обозначенные V1, V2 и V3, имеют периоды (от 0,43 до 0,68 дней) и амплитуды (0,267–0,574 магн.), соответствующие известным RRL в шаровых скоплениях.

Три RRL расположены в радиусе, в четыре раза превышающем полусветовой радиус Девы III, и имеют такой же модуль расстояния, как и эта галактика. Поэтому астрономы предполагают, что все они являются членами Девы III, однако для подтверждения этого потребуются будущие измерения лучевой скорости.

Если V1-V3 действительно являются членами Virgo III, исследователи подсчитали, что расстояние до этой галактики составляет примерно 502 000 световых лет, что согласуется с измерениями, полученными в ходе предыдущих наблюдений. На основе двух RRL ab-типа авторы статьи также рассчитали металличность Virgo III, которая оказалась на уровне -1,93 dex.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять свойства трех недавно открытых звезд типа RR Лиры и подтвердить UFD-статус Девы III.