Открытие «тройной звезды» может революционизировать понимание звездной эволюции

«Тройная звезда»; Открытие может революционизировать понимание звездной эволюции

Впечатление художника состоит из звезды с диском вокруг нее (звезда «вампира» Be; передний план) и ее звезды-спутника, лишенной внешних частей (фон). Авторы и права: Фото предоставлено: ESO/L. Кальсада

Новое новаторское открытие ученых из Университета Лидса может изменить представление астрономов о некоторых из самых больших и самых распространенных звезд во Вселенной. Статья «Гея обнаруживает разницу в двойственности звезд B и Be в малых масштабах: доказательства массопереноса, вызывающего явление Be», опубликована в журнале «Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества».

Исследования к.т.н. Студент Джонатан Додд и профессор Рене Удмайер из факультета физики и астрономии университета указывают на новые интригующие доказательства того, что массивные Ве-звезды, которые до сих пор считались главным образом существующими в двойных звездах, на самом деле могут быть «тройками».

Это замечательное открытие может революционизировать наше понимание объектов — подмножества B-звезд, — которые считаются важным «испытательным стендом» для разработки теорий о том, как звезды эволюционируют в более общем плане.

Эти Ве-звезды окружены характерным газовым диском, похожим на кольца Сатурна в нашей Солнечной системе. И хотя Ве-звезды известны уже около 150 лет (впервые их идентифицировал известный итальянский астроном Анджело Секки в 1866 году), до сих пор никто не знает, как они образовались.

На данный момент астрономы пришли к единому мнению, что диски образуются в результате быстрого вращения Ве-звезд, и это само по себе может быть вызвано взаимодействием звезд с другой звездой в двойной системе.

Тройные системы

Г-н Додд, автор исследования, сказал: «Лучшим ориентиром для этого будет то, что если вы смотрели «Звездные войны», то есть планеты, на которых есть два солнца».

Новое исследование с использованием данных Очень Большого Телескопа и Интерферометра Очень Большого Телескопа ESO показало, что HR 6819, ранее считавшаяся тройной системой с черной дырой, на самом деле представляет собой систему из двух звезд без черной дыры. Ученые из команды KU Leuven-ESO полагают, что наблюдали эту двойную систему через короткий момент после того, как одна из звезд высосала атмосферу у своего спутника — явление, которое часто называют «звездным вампиризмом». Анимация этого художника показывает, как могла бы выглядеть система; она состоит из сплюснутой звезды с диском вокруг нее (звезда-вампир Be; передний план) и звезды B-типа, лишенной атмосферы (на заднем плане). Фото: ESO/L. Кальсада.

Но теперь, анализируя данные со спутника Gaia Европейского космического агентства, ученые говорят, что нашли доказательства того, что эти звезды действительно существуют в тройных системах — с тремя взаимодействующими телами, а не только с двумя.

Г-н Додд добавил: «Мы наблюдали, как звезды движутся по ночному небу, в течение более длительных периодов, например 10 лет, и более коротких периодов, около шести месяцев. Если звезда движется по прямой линии, мы знаем, что есть только одна звезда, но если их больше одного, мы увидим небольшое колебание или, в лучшем случае, спираль.

«Мы применили это к двум группам звезд, на которые мы смотрим — к звездам B и звездам Be — и сбивчиво обнаружили, что на первый взгляд кажется, что у звезд Be меньше спутников, чем у звезд B. звезд. Это интересно, потому что мы ожидаем, что у них будет более высокий показатель».

Однако главный исследователь профессор Удмайер сказал: «То, что мы их не видим, может быть связано с тем, что они сейчас слишком слабы, чтобы их можно было обнаружить».

Массовый трансфер

Затем исследователи изучили другой набор данных, ища звезды-компаньоны, которые находятся дальше, и обнаружили, что при таких больших расстояниях количество звезд-компаньонов между звездами B и Be очень похоже.

Из этого они смогли сделать вывод, что во многих случаях в игру вступает третья звезда, подталкивая компаньона ближе к звезде Be — достаточно близко, чтобы масса могла передаваться от одной звезды к другой и формировать характерный диск звезды Be. Это также может объяснить, почему мы больше не видим этих спутников; они стали слишком маленькими и тусклыми, чтобы их можно было обнаружить после того, как «вампирская» звезда Be поглотила так много их массы.

Впечатление художника о звезде-вампире (слева), крадущей материал у своей жертвы: Новое исследование с использованием данных Очень Большого Телескопа ESO показало, что самые горячие и яркие звезды, известные как О-звезды, часто встречаются близкими парами. Многие из таких двойных систем в какой-то момент перенесут массу от одной звезды к другой, своего рода звездный вампиризм, изображенный в представлении этого художника. Авторы и права: Фото предоставлено: ESO/M. Корнмессер/SE de Mink

Это открытие может оказать огромное влияние на другие области астрономии, включая наше понимание черных дыр, нейтронных звезд и источников гравитационных волн.

Профессор Оудмайер сказал: «В настоящее время в физике происходит революция, связанная с гравитационными волнами. Мы наблюдаем эти гравитационные волны всего несколько лет, и было обнаружено, что они возникают из-за слияния черных дыр.

«Мы знаем, что эти загадочные объекты — черные дыры и нейтронные звезды — существуют, но мы мало что знаем о звездах, которые ими станут. Наши результаты дают ключ к пониманию этих источников гравитационных волн».

Он добавил: «За последнее десятилетие или около того астрономы обнаружили, что двойственность является невероятно важным элементом звездной эволюции. Сейчас мы все больше приближаемся к идее, что она еще более сложна и что необходимо учитывать тройные звезды».

«Действительно, — сказал Удмайер, — тройки стали новыми двоичными числами».

Информация от: Университетом Лидса