Ожидается, что комета Цучиньшань-ATLAS появится этой осенью.

Комета Цучиньшань-ATLAS может стать интересным зрелищем на рассвете в конце следующего месяца.

Если предсказания и прогнозы верны, в конце сентября – начале октября на утреннем небе может появиться крупная комета. Речь идет о комете C/2023 A3 Tsuchinshan-ATLAS, которая была открыта в начале прошлого года. Первые признаки позволяют предположить, что это может быть лучшая комета 2024 года… если она доживет до перигелия.

Открытие

Комета была обнаружена 9 января совместно обсерваторией Цучиньшань (Пурпурная гора) в Китае и системой последнего оповещения о столкновении с астероидом (ATLAS).й2023. Более поздние изображения «до открытия» относятся к 2022 году. Комета была обнаружена на 7,2 астрономических единиц (а.е.) дальше во внешней Солнечной системе, за орбитой Юпитера. Это всегда хороший признак того, как комета будет вести себя по мере приближения.

орбита
Орбита кометы Цучиньшань-АТЛАС. Изображение предоставлено: НАСА/Лаборатория реактивного движения.

По предварительным оценкам, орбитальный период кометы составляет 80 000 лет. Более поздние уточнения орбиты теперь оцениваются в миллионы лет, возможно, из-за выброса после перигелия. Это означает, что C/2023 A3 Tsuchinshan-ATLAS, вероятно, впервые выйдет из облака Оорта и должен быть динамически новым. Это еще один плюс и всегда положительный момент с точки зрения активности.

Следуй за кометой всю осень

Орбита кометы, судя по всему, останется в созвездии Секстанса до сентября, пока она направляется к нам с нашей точки обзора в космосе. Комета находится на ретроградной орбите с большим наклоном вокруг Солнца — 139 градусов. Перигелий в 0,39 а.е. от недра Солнца до расстояния афелия орбиты Меркурия происходит 27 сентября, а максимальное сближение кометы с Землей происходит 12 октября.йна расстоянии 0,472 а.е. (70,6 миллиона километров).

Наблюдатели в южном полушарии смогут ненадолго увидеть комету начиная с середины сентября. Лучшая видимость для людей на севере начинается с последней недели сентября до первой недели октября, когда на рассвете комета находится примерно на 10 градусов над восточным горизонтом. Узкий убывающий серп Луны соединится с кометой утром 30 сентября.й и 1 октябряул..

1 октября
Взгляд на юго-запад утром 1 октября. Фото предоставлено: Звездная ночь.

Луна готовится к кольцевому солнечному затмению 2 октября.и. Удачливые наблюдатели, пролетающие над южной оконечностью Южной Америки, могли бы увидеть комету вместе с Венерой во время кольцевых фаз. Если (конечно, большое «если») оно превосходит ожидания и достигает отрицательных размеров.

темнота
Комета в сравнении с кольцевым солнечным затмением 2 октября. Фото предоставлено: Звездная ночь.

Благодаря совместной миссии наблюдения за Солнцем SOHO мы также сможем взглянуть на комету Цучиньшань-ATLAS, которая пройдет через поле зрения LASCO C3 7 октября.й до 10 числайОттуда комета пройдет в вечернее небо в конце октября, снова исчезнет в зоне видимости в бинокль и снова удалится от Солнечной системы, возможно, никогда не вернется.

Комета против SOHO
Комета в сравнении с имидж-сканером LASCO C3 компании SOHO. Фото предоставлено: Звездная ночь.

Ослепить или выдохнуться?

Для кометы в 2024 году это были американские горки. Насколько яркой будет комета Цучиньшань-АТЛАС в перигелии? В начале 2024 года яркость кометы оказалась слишком низкой, что позволяет предположить, что ее распад и «испускание» могут быть неизбежными. На момент написания комета вернулась на ожидаемую кривую блеска со звездной величиной +8. Кометы часто игнорируют прогнозы и не оправдывают ожиданий… мы все помним ISON в 2013 году. С другой стороны: помните F3 NEOWISE в 2020 году, который действительно превзошел ожидания? Один фактор улучшит видимость кометы Цучиньшань-ATLAS непосредственно вокруг Земли: ее яркость может быть вызвана эффектом под названием Прямой разбросИ конечно, в случае удачной вспышки с яркостью возможно все.

«A3 (Цучиньшань ATLAS) сейчас находится на линии прояснения, так сказать, чтобы стать в основном таким же ярким, как и прогнозировалось, хотя мой собственный прогноз показывает, что его пик приближается к звездной величине от +4 до +5, потому что линия тренда находится немного южнее этого оптимального значения. линия…», — сказал астрофотограф Элиот Херман. Вселенная сегодня«Таким образом, она не будет видна (невооруженным глазом) при максимальной яркости, но… это будет красивая телескопическая комета (или «камерная комета»), похожая на P1 Нисимура. Это мое предположение, если только оно не сломается или не расколется. Я думаю, что это не соответствует воображению, что для комет является нормой».

Вот ежемесячный обзор кометы Цучиньшань-ATLAS:

Сентябрь

7-Переворот в утреннее небо

27 – Достигает перигелия

28-Отправляется в созвездие Льва.

Размер
Проецируемая и наблюдаемая (черные точки) кривая блеска кометы Цучиньшань-ATLAS. Фото предоставлено: Сейичи Ёсидас. Еженедельная информация о ярких кометах.

Октябрь

1. Убывающая луна находится в 11 градусах от кометы.

2. Комета находится на расстоянии 18° от Солнца во время кольцевого солнечного затмения.

4-пересекает созвездие Девы

7-Входит в поле зрения LASCO C3 от SOHO

8. Пересеките плоскость эклиптики на север.

9. Происходит в 3 градусах от Солнца.

10-Выходит из поля зрения LASCO C3 от SOHO

11-Переворот в вечернее небо

12 пролетов вблизи Земли

14-Пересекает небесный экватор на север и пересекает плоскость орбиты сбоку.

15-я фотосессия: Происходит в 1° от кометы 13 Ольберса +9. Класс размера

15-пересекает созвездие Головы Змеи.

16-Пролетает чуть более 1 градуса от шарового скопления Мессье 5.

19-Переходы в созвездие Змееносца

20 пролетов возле звезды Лямбда Змееносца (Марфик) звездной величиной +3,8.

29 передач между +3приблизительно Звезды величины Кебалрай и Гамма Змееносца

ноябрь

1- Летит возле звезды 67 Змееносца звездной величиной +3,9.

10 проходов в созвездие Хвостовой Змеи.

20 – Проходит очень близко (закрывает) звезду +4,6 Алью.

25-Переходы в созвездие Орла

26-Пересекает небесный экватор на юге.

В декабре до начала 2025 года комета снова опустится ниже +10.й Размер.

комета
Комета A3 Цучиньшань-ATLAS от 25 июля. Фото предоставлено: Элиот Херман.

Помните, что, как и в случае с объектами дальнего космоса, вся предполагаемая яркость кометы «размазана» по видимой поверхности. Обычно мы предполагаем, что предел для звезд невооруженным глазом под хорошим темным небом составляет +6, но комета обычно становится видимой невооруженным глазом только при яркости около +3. Обычно именно в этот момент комета становится достаточно яркой, чтобы ее можно было запечатлеть рядом с объектами на переднем плане — всегда фотогеничное зрелище.

Удачи и ясного неба в поисках кометы Цучиньшань-АТЛАС, которая, вероятно, будет единственным визитом во внутреннюю часть Солнечной системы.