Строительство Чрезвычайно Большого Телескопа Европейской Южной Обсерватории (ELT ESO) достигло важной вехи с доставкой в ESO и отправкой в Чили первых 18 сегментов главного зеркала телескопа (M1). По прибытии в Чили сегменты будут доставлены в техническую базу ELT обсерватории ESO Паранал в пустыне Атакама, где на них будет нанесено покрытие для подготовки к будущей установке на основную конструкцию телескопа.
Физически M1 невозможно изготовить как единое целое, и он будет состоять из 798 отдельных сегментов, расположенных в виде большого шестиугольника, а еще 133 будут изготовлены для облегчения повторного покрытия сегментов. Диаметром более 39 метров это будет самое большое зеркало телескопа в мире.
Заключительный этап процесса производства сегментов M1 — полировка — проводился ведущим мировым производителем оптических систем Safran Reosc недалеко от Пуатье, центральная Франция, в здании, полностью отремонтированном для выполнения этой деликатной задачи. В рамках этого процесса компания Safran Reosc разработала новые рабочие процессы автоматизации и методы измерения, чтобы обеспечить соответствие полировки высоким стандартам, необходимым для ELT ESO.
Неровности поверхности зеркала составляют менее 10 нанометров (менее одной тысячной толщины человеческого волоса). Чтобы достичь такого уровня производительности, компания Safran Reosc использовала метод, называемый ионно-лучевой фигурой, при котором луч ионов омывает поверхность зеркала и удаляет неровности атом за атомом.
Хотя на данный момент было отправлено только 18 сегментов, вскоре Safran Reosc доставит в ESO еще больше. 1 ноября 2023 года 100-й сегмент сошел с производственной линии и вступил в фазу тщательной проверки, которая проводится перед окончательной поставкой.
Кроме того, Safran Reosc достигла производительности, превышающей четыре сегмента в неделю, и вскоре планирует достичь пяти сегментов в неделю, что является выдающимся достижением для серийного производства невероятно высокоточной оптики.
Строительство ELT ESO потребовало тесного участия множества компаний в Европе и Чили в работе команд ESO, что подчеркивает, что телескоп является поистине международным проектом.
Сегменты зеркала были отлиты немецкой компанией SCHOTT на заводе в Майнце, Германия, а затем доставлены в компанию Safran Reosc во Франции для полировки. Другие компании, участвовавшие в работах по сборке сегментов, включают голландскую компанию VDL ETG Projects BV, которая произвела хрупкие опоры сегментов; Немецко-французский консорциум FAMES, разработавший и изготовивший датчики с точностью 4500 нанометров, отслеживающие относительное положение каждого сегмента; и немецкая компания Physik Instrumente, которая разработала и произвела приводы 2500, способные позиционировать сегмент с нанометрической точностью.
Деликатная задача по транспортировке сегментов была поручена датской компании DSV.
Покинув Францию на прошлой неделе, 18 сегментов полированных зеркал теперь находятся на пути длиной более 10 000 км к строительной площадке ELT в пустыне Атакама. Оттуда ELT ESO будет решать самые большие астрономические задачи нашего времени и делать еще невообразимые открытия, как только он начнет работать в конце этого десятилетия.