С помощью Гайи обнаружен новый приливный звездный поток

Распределения плотности трех подвыборок из Gaia DR3 с разными диапазонами собственных движений показаны при виде с северного галактического полюса. Недавно обнаруженный поток расположен в правом верхнем углу на каждой панели с углом обзора 270°. The Astrophysical Journal (2024). DOI: 10.3847/1538-4357/ad2c06

Анализируя данные спутника Gaia ЕКА, китайские астрономы обнаружили новый приливный звездный поток в северном полушарии, который имеет низкую металличность и относительно высокую энергию. Об этом открытии сообщается в исследовательской статье, опубликованной 1 апреля в The Astrophysical Journal.

В общем, приливные звездные потоки представляют собой остатки древних событий аккреции в галактику. Следовательно, они могли сохранять память о химической и динамической информации своих предков даже через несколько миллиардов лет. На сегодняшний день выявлено более 100 таких структур, большинство из которых представляют собой холодные потоки.

Недавно группа астрономов под руководством Хао Тяня из Китайской академии наук (CAS) исследовала звездные подструктуры в гало Млечного Пути, используя астрометрию из третьего выпуска данных Gaia (DR3). В результате они идентифицировали новый приливный звездный поток и определили его фундаментальные свойства.

«Благодаря точным астрометрическим измерениям собственных движений миссии Gaia в северном полушарии был обнаружен новый приливный звездный поток», — пишут исследователи в статье.

Новый приливный звездный поток был обнаружен на высокой галактической широте около 30–60 градусов с галактической долготой от 270 до 30 градусов. Астрономы отметили, что хотя поверхностная плотность этого потока очень низка, она все же значительна по сравнению с его окрестностями.

Новообретенный ручей имеет длину примерно 80 градусов и ширину 1,7 градуса. Анализируя спектры семи звезд-членов, выяснилось, что поток имеет металличность на уровне -1,3. Это, вместе с большой общей энергией потока и ретроградным движением, указывает на то, что он, возможно, связан с событием слияния Секвойя.

Всего исследователи исследовали 21 члена нового потока, в том числе 14 звезд типа RR Лиры. На основании этого они установили, что поток имеет эксцентричную орбиту, так как его эксцентриситет равен 0,58. Учитывая, что в потоке есть как минимум 14 известных звезд типа RR Лиры, ученые пришли к выводу, что его прародитель должен иметь светимость ярче -6,9 магн.

Подводя итоги, авторы статьи подчеркнули, что необходимы дальнейшие исследования, в основном спектроскопические наблюдения, чтобы пролить больше света на свойства вновь обнаруженного звездного потока. Открытие, сделанное командой Тиана, также многообещающе с точки зрения поиска новых подобных структур в нашей галактике.

«Это открытие указывает на то, что в гало должно быть больше потоков, которые еще не обнаружены из-за наблюдательных и методологических ограничений, особенно для потоков с сильно радиальными орбитами и низкой поверхностной светимостью», — написали астрономы.