Слияние звезд может привести к образованию голубых сверхгигантов

В созвездии Ориона находится яркая голубовато-белая звезда. Он отмечает правую ногу звездного охотника. Она известна как Ригель и является самым известным примером синей звезды-сверхгиганта. Голубые сверхгиганты более чем в 10 000 раз ярче Солнца, а их масса в 16–40 раз больше. Они нестабильны и недолговечны, поэтому в галактике должны быть редкостью. Хотя они и редки, голубые сверхгиганты не так редки, как можно было бы ожидать. Новое исследование, возможно, выяснило, почему.

Мы не совсем уверены в том, как формируются эти массивные звезды, хотя одна из предположений состоит в том, что они возникают, когда массивная звезда главной последовательности проходит через межзвездное облако. Захватывая газ и пыль из облака, звезда может покинуть главную последовательность и стать голубым сверхгигантом. Другая идея состоит в том, что они могут формироваться в звездных питомниках с массой до 300 Солнц. В результате они быстро сгорают настолько ярко, что никогда не становятся настоящими звездами главной последовательности. Обе эти модели предсказывают, что голубые сверхгиганты встречаются гораздо реже, чем наблюдаемое нами количество.

Новое исследование начинается с того, что голубые сверхгиганты, особенно меньшие по размеру, известные как сверхгиганты B-типа, редко наблюдаются вместе со звездами-компаньонами. Это странно, поскольку большинство массивных звезд образуются как часть двойной или кратной системы. Авторы предполагают, что голубые сверхгиганты B-типа не часто встречаются в бинарных системах, поскольку обычно они являются продуктом бинарных слияний.

Команда смоделировала ряд моделей, в которых у гигантской звезды главной последовательности есть меньший спутник на близкой орбите, а затем посмотрела, что произойдет, если две звезды сольются. Затем они сравнили результаты с наблюдениями за 59 молодыми голубыми звездами-сверхгигантами в Большом Магеллановом Облаке. Они обнаружили, что эти слияния не только могут производить голубые сверхгиганты в диапазоне масс Магеллановых звезд, но и спектры смоделированных слияний совпадают со спектрами 59 голубых сверхгигантов. Это убедительно свидетельствует о том, что многие, если не большинство, голубые сверхгиганты B-типа являются результатом слияния звезд.

В будущем команда хотела бы продолжить эту работу, чтобы увидеть, как голубые сверхгиганты эволюционируют в нейтронные звезды и черные дыры. Это могло бы помочь объяснить тип слияний, наблюдаемых обсерваториями гравитационных волн, такими как LIGO и Virgo.

Ссылка: Менон, Атира и др. «Доказательства эволюционировавших звездных двойных слияний в наблюдаемых голубых сверхгигантах B-типа». Письма из астрофизического журнала 963.2 (2024): Л42.

Проверьте также