Сталкивающиеся галактики создают странные радиокруги?

За последние пять лет астрономы открыли новый тип астрономического явления, которое существует в огромных масштабах – больше, чем целые галактики. Их называют ORC (нечетные радиокруги) и они выглядят как гигантские кольца радиоволн, расширяющиеся наружу, как ударная волна. До сих пор ORC никогда не наблюдались ни на какой длине волны, кроме радио, но согласно новой статье, опубликованной 30 апреля 2024 года, астрономы впервые зафиксировали рентгеновские лучи, связанные с ORC.

Это открытие предлагает некоторые новые подсказки относительно того, что может стоять за созданием ORC.

Хотя многие астрономические события, такие как взрывы сверхновых, могут оставлять после себя круглые остатки, ORC, похоже, требуют другого объяснения.

«Энергия, необходимая для создания такого обширного радиоизлучения, очень сильна», — сказал Эсра Бюльбюль, ведущий автор новой статьи. «Некоторые симуляции могут воспроизводить их формы, но не их интенсивность. Никакие симуляции не объясняют, как создавать ORC».

ORC могут оказаться сложной задачей для изучения, отчасти потому, что они обычно видны только в радиодиапазоне. Ранее они не были связаны с рентгеновским или инфракрасным излучением, и не было никаких признаков их присутствия в оптических длинах волн. Иногда ORC окружают видимую галактику, но не всегда (восемь из них были обнаружены на сегодняшний день вокруг известных эллиптических галактик).

Используя телескоп XMM-Newton ЕКА, Бюльбюль и ее команда наблюдали за одним из ближайших известных ORC, объектом под названием Клеверный лист, и обнаружили у этого объекта поразительный рентгеновский компонент.

«Это первый раз, когда кто-либо видел рентгеновское излучение, связанное с ORC», — сказал Бюльбюль. «Это был недостающий ключ, открывающий тайну формирования Клеверного Листа».

ORC1 - Сталкивающиеся галактики создают странные радиокруги?
Это изображение первого из когда-либо обнаруженных ORC (нечетного радиокольца), метко названного ORC-1, наложено зеленым цветом на радионаблюдения южноафриканского телескопа MeerKAT поверх оптической и инфракрасной карты международного проекта DES (Dark Energy Survey). J. Английский (Университет Манитобы)/EMU/MeerKAT/DES (CTIO)

Рентгеновские лучи клеверного листа показывают газ, который был нагрет и возбужден каким-то процессом. В этом случае рентгеновское излучение обнаруживает две группы галактик (всего около дюжины галактик), которые начали сливаться внутри Клеверного листа, нагревая газ до 15 миллионов градусов по Фаренгейту.

Хаотические слияния галактик интересны, но сами по себе они не могут объяснить Клеверный лист. Слияния галактик происходят по всей Вселенной, а ORC — редкое явление. При создании чего-то вроде Клеверного листа происходит что-то уникальное.

«Слияния составляют основу структурного формирования, но в этой системе есть что-то особенное, что приводит к резкому увеличению радиоизлучения», — сказал Бюльбюль. «Сейчас мы не можем сказать, что это такое, поэтому нам нужно больше и более глубокие данные как с радио, так и с рентгеновских телескопов».

Это не значит, что у астрономов нет никаких догадок.

«Одна интересная идея мощного радиосигнала заключается в том, что резидентные сверхмассивные черные дыры в прошлом переживали эпизоды экстремальной активности, и реликтовые электроны от этой древней активности были повторно ускорены в результате этого слияния», — сказал Ким Уивер, научный сотрудник НАСА по проекту XMM. -Ньютон.

Другими словами, для таких ORC, как «Клеверный лист», может потребоваться история происхождения, состоящая из двух частей: мощные выбросы активных сверхмассивных черных дыр, за которыми следуют ударные волны слияния галактик, которые дают этим выбросам второй импульс.

Узнать больше:

Э. Бюльбюль и др. ал. «Происхождение странной системы радиокругов Клеверного листа в результате слияния групп галактик». Астрономия и астрофизика.

«Рентгеновский спутник XMM-Newton видит «космический клевер» в новом свете». НАСА.