Сверхновая SN 1987A исследована с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба.

SN 1987A: MIRI-изображения полного подмассива BRIGHTSKY размером 512 × 512. Фото: Буше и др., 2024 г.

Международная группа астрономов использовала космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) для проведения наблюдений в среднем инфракрасном диапазоне ближайшей сверхновой, известной как SN 1987A. Результаты наблюдательной кампании, опубликованные 21 февраля на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на природу этой сверхновой.

Сверхновые (SNe) — это мощные и яркие звездные взрывы, которые могут помочь нам лучше понять эволюцию звезд и галактик. Астрономы делят сверхновые на две группы в зависимости от их атомного спектра: Тип I и Тип II. В спектрах SNe типа I отсутствует водород, а у SN типа II наблюдаются спектральные линии водорода.

SN 1987A, которая произошла на расстоянии около 168 000 световых лет от нас в Большом Магеллановом Облаке (БМО), была впервые обнаружена в конце февраля 1987 года. Это была самая близкая видимая сверхновая за почти 400 лет после сверхновой Кеплера, наблюдавшейся в 1604 году.

Предыдущие исследования показали, что SN 1987A была SN типа II, которая быстро увеличивала яркость и достигла видимой звездной величины около 3,0. Из-за своей близости сверхновая была предметом многих наблюдений после ее эволюции, отображая процесс ее трансформации в остаток сверхновой (SNR).

Одна из последних кампаний по наблюдению за SN 1987A была проведена в середине 2022 года группой астрономов под руководством Патриса Буше из Университета Париж-Сакле во Франции. Они использовали Mid-InfraRed Instrument (MIRI) компании JWST, чтобы изучить морфологию и состав этой сверхновой. Это было одно из немногих проведенных на данный момент наблюдений сверхновой в среднем инфракрасном диапазоне.

Изображения MIRI, полученные командой Буше, показывают экваториальное кольцо (ER) SN 1987A, яркое и имеющее диаметр 2,0 угловых секунды. Кроме того, наблюдается протяженная туманность по краям поля вокруг полости с угловым диаметром около 30 угловых секунд, окружающей сверхновую.

Данные, полученные с помощью MIRI, позволили астрономам построить пространственные карты температуры и массы пыли для региона, охватывающего ER сверхновой. Общая масса пыли оказалась на уровне 0,000028 солнечных масс, что в 10 раз превышает массу, указанную в предыдущих исследованиях.

Согласно исследованию, температуры в ЭР весьма неоднородны. Было обнаружено, что инфракрасное излучение с восточной стороны кольца на исследованных длинах волн среднего инфракрасного диапазона немного слабее, чем с западной стороны. Это говорит о том, что пыль была нарушена в восточном регионе.

Наблюдения также показали, что инфракрасное излучение выходит за пределы ЭР SN 1987A. Это открытие может указывать на то, что ударная волна теперь прошла через ER и воздействовала на околозвездную среду в более крупном масштабе.