Телескоп Уэбб: ближайшая экзопланета может быть первым известным океаническим миром

Планета за пределами Солнечной системы, хотя и не LHS 1140 b, в представлении художника.

Планета, относительно близкая к Земле, может стать первой планетой, обнаруженной за пределами нашей солнечной системы, с потенциально пригодным для жизни жидким океаном. Ученые выяснили это с помощью космического телескопа Джеймса Уэбба.

За пределами Солнечной системы обнаружено более 5000 планет, но лишь немногие из них находятся в так называемой «Зоне Златовласки» — это означает, что там не слишком жарко и не слишком холодно и может содержаться жидкая вода, ключевой ингредиент жизни.

Экзопланета LHS 1140 b — одна из немногих в этой обитаемой зоне и тщательно изучается с момента ее открытия в 2017 году.

Он находится на расстоянии 48 световых лет от Земли, что составляет более 450 триллионов километров (280 триллионов миль) — относительно близко, учитывая необъятность космоса.

Ранее предполагалось, что экзопланета представляет собой небольшой газовый гигант под названием «мини-Нептун», чья водородно-гелиевая атмосфера слишком плотна для поддержания внеземной жизни.

Однако новые наблюдения с помощью телескопа Уэбб подтвердили, что экзопланета действительно является каменистой «супер-Землей».

Согласно исследованию, опубликованному поздно вечером в среду в The Astrophysical Journal Letters, она в 1,7 раза больше Земли, но имеет в 5,6 раза ее массу.

«Лучший выбор» для океанского мира

Телескоп Уэбб смог проанализировать атмосферу планеты, когда она проходила перед своей звездой.

Не было никаких признаков водорода или гелия, что исключало возможность того, что планета является мини-Нептуном.

Плотность планеты позволяет предположить, что «там на самом деле большое количество воды», сообщил агентству AFP соавтор исследования Мартин Тюрбет из французского научно-исследовательского центра CNRS.

Это может быть поистине огромное количество воды.

Вся вода в океанах Земли составляет лишь 0,02 процента ее массы. Однако, по оценкам, масса экзопланеты составляет от 10 до 20 процентов воды.

Находится ли эта вода в жидкой или ледяной форме, зависит от атмосферы планеты.

«У нас нет прямых доказательств того, что у него есть атмосфера, но несколько элементов указывают на это», — сказал Тюрбет.

Ведущий автор исследования Шарль Кадье, докторант Монреальского университета, сказал: «Из всех известных в настоящее время экзопланет умеренного пояса LHS 1140 b может быть нашим лучшим шансом однажды косвенно обнаружить жидкую воду на поверхности чужеродного мира».

Одним из положительных аспектов является то, что планету мягко нагревает ее красный карлик, размер которого в пять раз меньше Солнца.

Ожидается, что температура поверхности экзопланеты будет примерно такой же, как на Земле и Марсе, сказал Тюрбет.

Присутствие таких газов, как углекислый газ, будет играть ключевую роль в определении того, покрыта ли планета льдом или водой.

Прямое попадание в океан

Одна из возможностей состоит в том, что поверхность в основном покрыта льдом, но существует огромный жидкий океан, где планета больше всего подвержена теплу своей звезды.

Согласно модельным расчетам, этот океан мог иметь диаметр около 4000 километров, или примерно половину площади поверхности Атлантического океана.

Или жидкая вода может быть скрыта под толстым слоем льда, как на спутниках Ганимеде, Энцеладе или Европе, которые вращаются вокруг Юпитера и Сатурна.

Инструмент Уэбба обнаружил признаки, указывающие на «присутствие азота», сказал Кадье, добавив, что для подтверждения открытия потребуются дальнейшие исследования.

Азот встречается повсюду на Земле и считается еще одним потенциальным требованием для жизни.

Исследователи надеются получить еще несколько часов драгоценного времени телескопа Уэбба, чтобы узнать больше о LHS 1140 b.

По оценкам исследователей, потребуется не менее года, чтобы подтвердить, есть ли на экзопланете атмосфера, и еще два-три года, прежде чем можно будет обнаружить присутствие углекислого газа.