Три планеты вокруг этой звезды, похожей на Солнце, обречены. Обречен!

Согласно новому исследованию, мы можем начать писать хвалебную речь четырем экзопланетам, вращающимся вокруг звезды, похожей на Солнце, находящейся примерно в 57 световых годах от нас. Но спешить некуда; у нас есть около одного миллиарда лет, прежде чем звезда станет красным гигантом и начнет их уничтожать.

Звезда — Ро Корона Бореалис, желтый карлик, похожий на наше Солнце. Оно находится в созвездии Северной Короны и имеет почти ту же массу, радиус и светимость, что и Солнце. Разница в их возрасте. Солнцу около пяти миллиардов лет, но Ро CrB в два раза больше, а это означает, что его фаза красного гиганта неизбежна, по крайней мере, в астрофизических терминах.

Новая статья, опубликованная в The Astrophysical Journal, представляет эти результаты и задает некоторые вопросы о том, что происходит с экзопланетами в обитаемой зоне звезды, когда звезда становится красным гигантом. Статья называется «Прогноз планетарного поглощения в системе Rho CrB», единственным автором является Стивен Р. Кейн из факультета наук о Земле и планетологии Калифорнийского университета в Риверсайде.

«Звездная эволюция после главной последовательности может привести к драматическим, а иногда и травмирующим изменениям в
архитектура планетарной системы, такая как приливное разрушение планет и поглощение родительской звездой», — пишет Кейн. По словам Кейна, Ро Корона Бореалис одновременно стара и ярка, что делает ее «…особенно интересным случаем развитой эволюции главной последовательности». Не только потому, что оно похоже на Солнце и его легко наблюдать, но и потому, что на нем расположены четыре экзопланеты.

Кейн использовал модели звездной эволюции, чтобы попытаться определить будущее Ро Корона Бореалис и будущее ее планет. Через 1–1,5 миллиарда лет звезда покинет главную последовательность и станет красным гигантом. Красные гиганты могут раздуваться до эпических размеров, а некоторые могут достигать одного миллиарда километров в диаметре. Когда наше Солнце станет единым через несколько миллиардов лет, его раздутая форма, скорее всего, поглотит или, по крайней мере, уничтожит все внутренние планеты.

Ро КрБ ничем не отличается.

У него есть четыре известные экзопланеты под названием Rho Coronae Borealis b, c, d и e. Они названы в порядке открытия, а не по расстоянию от звезды. Три планеты, находящиеся в наибольшей опасности, — это e, b и c, ближайшие к звезде планеты.

Эта цифра из исследования показывает? Система CrB и ее четыре планеты. Внутренний край оптимистичной обитаемой зоны показан зеленым, сразу за орбитой самой дальней планеты d. Изображение предоставлено: Кейн, 2023 год.
На этом рисунке из исследования показана система Ро CrB и ее четыре планеты. Внутренний край оптимистичной обитаемой зоны показан зеленым, сразу за орбитой самой дальней планеты d. Изображение предоставлено: Кейн, 2023 год.

Массы четырех планет варьируются от суперземли до юпитера. Все они гораздо ближе к звезде, чем Земля к Солнцу, а две самые внутренние планеты ближе к своей звезде, чем Меркурий к Солнцу. Они плотно упакованы в свою внутреннюю солнечную систему, и это означает их гибель.

В этой таблице показаны основные факты о четырех экзопланетах вокруг Rho CrB. Он показывает период их обращения P, большую полуось a, эксцентриситет e, аргумент периастра ? и минимальную планетарную массу Mp sin i. Изображение предоставлено: Брюэр и др. 2023.
В этой таблице показаны основные факты о четырех экзопланетах вокруг Rho CrB. Он показывает период их обращения P, большую полуось a, эксцентриситет e, аргумент периастра w и минимальную планетарную массу Mp sin i. Изображение предоставлено: Брюэр и др. 2023.

Исследование показывает, что e, b и c находятся в худшем положении. Ро CrB может полностью поглотить эти три планеты.

Поглощение планет расширяющейся звездой может иметь разные последствия в зависимости от общей архитектуры системы. Планетам могут потребоваться десятилетия, чтобы приблизиться к звезде. В пути они могут быть уничтожены испарением. Они также могут быть уничтожены приливными волнами, когда достигают предела Роша. В этом случае они увеличивают объем звезды, помогая ей раздуться еще больше.

Согласно некоторым исследованиям, для планет с массой ниже Юпитера от 3 до 5 а.е. их судьба предрешена. Нет спасения. Но для других, несмотря на тяжелые обстоятельства, может быть выход.

Иногда, как показывают научные модели, планеты начинают по-разному гравитационно взаимодействовать друг с другом, когда звезда раздувается. По мере расширения звезда также теряет массу, продолжая плавить материал. Это создает приливные эффекты в системе, а в некоторых случаях может привести планеты к резонансам среднего движения, а также отодвинуть их дальше от звезды. Итак, потенциальный путь к отступлению есть. Однако пока сложно заранее определить, что именно может произойти.

Но если некоторые из них и выживут, исследователи полагают, что они смогут выжить, поскольку звезда покидает Ветвь Красного Гиганта (RGB). Они могут даже выжить, когда звезда вступит в фазу асимптотической ветви гигантов (AGB). Фаза AGB похожа на фазу RGB, но звезды RGB имеют немного другой химический состав в ядрах и оболочках. Но детали звезды не так уж важны для судьбы планет.

Для некоторых планет существует возможный путь эвакуации, но те же приливные взаимодействия, которые могут спасти планету, могут также сработать и против нее. Взаимодействия также могут привести планету к звезде, что приведет к ее более ранней гибели. Исследователи активно пытаются понять весь этот процесс, наблюдая за звездами, покидающими главную последовательность.

Чтобы понять, что может произойти в системе Rho CrB, Кейн нарисовал будущую массу, светимость и радиус звезды.

На этом рисунке показано, как Rho CrB будет меняться с течением времени. Пунктирная линия представляет текущий возраст звезды, а серая область представляет неопределенность возраста. Верхняя панель показывает массу, средняя панель показывает радиус, а нижняя панель показывает светимость звезды при ее переходе через RGB, горизонтальную ветвь и AGB. Изображение предоставлено: Кейн, 2023 год.

Кейн также наметил график изменений, которые претерпит звезда, наряду с положением четырех экзопланет. Это наглядно демонстрирует опасность, с которой сталкиваются планеты.

Это выглядит не очень хорошо для четырех экзопланет, вращающихся вокруг Rho CrB. Как показывает синяя линия, изображающая звезду, фаза RGB не представляет собой одно плавное расширение. При горении снарядов происходят импульсы и расширения, а различные химические вещества выносятся из ядра на поверхность. Изображение предоставлено: Кейн, 2023 год.

Итак, насколько подробно модели и симуляции могут предоставить, когда дело доходит до особенностей Ро CrB и его планет?

«Хотя все планеты войдут в звездную атмосферу Rho CrB, их индивидуальные прогнозы значительно различаются», — объясняет Кейн.

Планета е, самая внутренняя планета, скорее всего, земного происхождения. Она уйдет первой и, вероятно, испарится, когда звезда глубоко ее поглотит. Его кончина может быть быстрой.

Планета b — самая массивная из всех четырех, ее масса составляет почти 350 масс Земли. Он массивнее Юпитера, и когда он входит в расширяющуюся атмосферу звезды, сопротивление заставляет его двигаться по спирали. Его судьба — приливное разрушение, поскольку он просто не сможет удержаться на плаву.

Судьба планеты B может повлиять на судьбу планеты C. Если материал планеты B заставит звезду достаточно раздуться, это может ускорить гибель планеты C из-за ее поглощения. То же самое звездное раздувание и радиальное расширение также может ускорить гибель планеты d из-за поглощения, и все это до того, как звезда выйдет из своей RGB-фазы.

Обе планеты c и d имеют массу, близкую к Нептуну, и, скорее всего, они потеряют свою массу в результате испарения по мере приближения к звезде.

К сожалению, моделирование не учитывало орбитальную динамику. Но вполне возможно, что одна планета сможет избежать всего этого хаоса. Планета D — одинокий мир, у которого есть шанс спастись. «Наша модель также не учитывала эффекты орбитальной динамики, которая потенциально может заставить планету d мигрировать дальше наружу и, возможно, избежать поглощения», — пишет Кейн. Если это произойдет, у него есть шанс выжить гораздо дольше, возможно, в недавно созданной обитаемой зоне.

Представление художника о строении солнечноподобной звезды и красного гиганта. Оба изображения не в масштабе - масштаб указан в правом нижнем углу. У красных гигантов зона конвекции гораздо больше, охватывая более чем в 35 раз большую массу, чем у Солнца. Изображение предоставлено: ESO — CC BY 4.0,
Представление художника о строении солнечноподобной звезды и красного гиганта. Оба изображения не в масштабе – масштаб указан в правом нижнем углу. У красных гигантов зона конвекции гораздо больше, охватывая более чем в 35 раз большую массу, чем у Солнца. Изображение предоставлено: ESO – CC BY 4.0,

Это возможно, но маловероятно в данном случае. «Поскольку внутренние планеты Rho CrB были поглощены до фазы AGB, маловероятно, что орбитальная динамика будет играть важную роль в системе во время и после потери звездной массы», — пишет он.

Невозможно знать наверняка, что произойдет в этой системе. Но астрофизики заняты наблюдением за другими солнечными системами в поисках подсказок. На данный момент не так уж много наблюдаемых доказательств поглощения, но это не значит, что этого не происходит.

«До сих пор наблюдательные данные о сигнатурах планетарного поглощения оставались относительно скудными, что позволяет предположить, что либо сценарии поглощения встречаются реже, чем ожидалось, либо что обнаружение сигнатур является более сложной задачей, чем ожидалось», — говорится в документе.

Подробные особенности Rho CrB на данный момент могут быть недоступны для наших наблюдений или наших симуляций и моделей. Но нельзя отрицать потенциальные катастрофические последствия.

«Эволюция звезд посредством их продвижения по главной последовательности, расширения в звезду-гиганта, а затем окончательного сжатия в белого карлика, имеет глубокие последствия для вращающихся вокруг планет», — пишет Кейн. «Учитывая массы и большие полуоси четырех известных планет, мы предсказываем, что планета Е испарится в звездной атмосфере, планета Б начнет вращаться по спирали и разрушится приливно-отливным путем, потенциально еще больше раздувая звезду, а планета С испарится в пределах звездной атмосферы. звездная атмосфера».

Эта диаграмма показывает эволюцию звезд в большинстве случаев. На ней показано, как Солнце станет красным гигантом, затем планетарной туманностью, затем белым карликом. (Это никогда не будет сверхновой типа 1а, потому что они встречаются только в двойных системах.) Фото: НАСА.

Судьба планеты D немного менее определенна, но она, скорее всего, тоже будет уничтожена. Вероятно, он испарится внутри звезды в конце фазы AGB.

Вполне возможно, что в обитаемой зоне есть и другие планеты, которые не были обнаружены. Если они есть, то они могут пережить звездную эволюцию внутри внутреннего края HZ во время фазы RGB/AGB. Но после этого звезда станет белым карликом. Эти планеты, если они существуют, в это время будут находиться далеко за пределами новой ГЗ.

Часть понимания того, что происходит с солнечными системами, когда их звезды покидают главную последовательность, заключается в точной картине населения их планет. Планеты-гиганты на далеких орбитах могут влиять на судьбу планет внутренней системы, потенциально меняя их орбиты и перемещая их на более безопасные расстояния.

Планеты такого типа трудно обнаружить транзитным методом, но улучшенные измерения лучевой скорости в будущем позволят обнаружить их больше.

Это исследование особенно интересно, потому что наше Солнце станет красным гигантом и, в конечном итоге, белым карликом. Что будет с нашим домом?

Неизвестно, но Земля находится в опасности. Он может быть уничтожен или мигрировать дальше. В любом случае, наша Солнечная система никогда не будет выглядеть прежней.

К счастью, это настолько далекое будущее, что для нас это просто любопытство.