Ученые подтвердили наличие на Луне пещеры, которая может послужить убежищем для будущих исследователей

Самолет летит перед Луной в Чикаго, 30 августа 2023 года. Ученые подтвердили наличие пещеры на Луне, недалеко от того места, где Нил Армстронг и Базз Олдрин приземлились 55 лет назад на этой неделе, и подозревают, что есть еще сотни пещер, в которых могут разместиться будущие астронавты. Фото предоставлено: AP/Киичиро Сато, файл

Ученые подтвердили, что на Луне есть пещера, недалеко от места, где 55 лет назад приземлились Нил Армстронг и Базз Олдрин, и подозревают, что есть еще сотни пещер, где будущие астронавты могут найти убежище.

В понедельник группа под руководством Италии сообщила, что есть свидетельства наличия большой пещеры, в которую можно попасть из самой глубокой из известных ям на Луне. Он расположен в Море Тишины, всего в 400 километрах от места посадки Аполлона-11.

Яма, как и более 200 других, обнаруженных там, образовалась в результате обрушения лавовой трубы.

Исследователи проанализировали радиолокационные измерения лунного разведывательного орбитального аппарата НАСА и сравнили результаты с лавовыми трубками на Земле. Их результаты появились в журнале Nature Astronomy.

По словам ученых, данные радара показывают лишь начальную часть подземной полости. По их оценкам, его ширина составляет не менее 40 метров, а длина — несколько десятков метров, а возможно, и больше.

«Лунные пещеры были загадкой более 50 лет. «Было здорово наконец доказать его существование», — написали в электронном письме Леонардо Каррер и Лоренцо Бруззоне из Университета Тренто.

По мнению ученых, большинство ям, по-видимому, расположены на древних лавовых равнинах Луны. Некоторые из них также могут находиться на южном полюсе Луны, запланированном на это десятилетие месте посадки астронавтов НАСА. Предполагается, что там есть постоянные теневые кратеры, содержащие замерзшую воду, которая может служить питьевой водой и ракетным топливом.

Программа НАСА «Аполлон» высадила на Луну 12 астронавтов, начиная с Армстронга и Олдрина 20 июля 1969 года.

Результаты показывают, что на Луне могут быть сотни ям и тысячи лавовых трубок. Такие места могли бы служить естественным укрытием для космонавтов, защищая их от космических лучей и солнечной радиации, а также от ударов микрометеоритов. По словам команды, создание среды обитания с нуля будет более трудоемким и сложным, даже с учетом возможной необходимости укреплять стены пещеры, чтобы предотвратить обрушение.

Камни и другие материалы в этих пещерах, остававшиеся неизменными на протяжении тысячелетий из-за суровых условий поверхности, также могут помочь ученым лучше понять эволюцию Луны, особенно ее вулканическую активность.