Есть вещи, которые никогда не перестанут меня удивлять, и открытие далеких объектов — одна из них. Космический телескоп Джеймса Уэбба только что обнаружил самую далекую галактику из когда-либо наблюдаемых! Оно имеет запоминающееся название JADES-GS-z14-0 и красное смещение 14,32. Это означает, что его свет ушел, когда Вселенной было всего 290 миллионов лет! Это означает, что свет покинул источник ОЧЕНЬ раньше, чем наш Млечный Путь появился здесь! Как это удивительно!

Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) с зеркалом диаметром 6,5 м был запущен 25 декабря 2021 года и быстро зарекомендовал себя как самый мощный космический телескоп из когда-либо созданных. Он был разработан для исследования Вселенной в видимом и инфракрасном излучении, чтобы иметь возможность исследовать ее прямо сквозь пыль и обнаруживать скрытые детали. Он расположен во второй точке Лагранжа, где гравитация Земли уравновешивается гравитацией Солнца, и сохраняет стабильное положение на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли.

James Webb Space Telescope 2009 top - Уэбб нашел самую дальнюю галактику, которую когда-либо видели (на данный момент)
Впечатление художника от космического телескопа Джеймса Уэбба

Последние пару лет астрономы использовали JWST для изучения Космического Рассвета! Этот период времени существовал всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва, но изучение галактик в далёком прошлом требовало чувствительности JWST. Они предоставляют ценную информацию о газе и звездах внутри и помогают понять их формирование.

Международная группа использовала данные JWST, собранные в рамках Advanced Deep Extragalactic Survey (JADES) с использованием спектрографа ближнего инфракрасного диапазона, известного как NIRSpec. Им удалось получить спектр галактики с красным смещением 14,32. Явление красного смещения возникает, когда свет от далеких объектов в космосе смещается в сторону красного конца спектра. Первоначально считалось, что это произошло из-за движения, но на самом деле это вызвано расширением пространства. Чем больше красное смещение, тем быстрее объект удаляется и, следовательно, тем дальше он находится.

Красное смещение JADES-GS-z14-0 делает эту галактику самой отдаленной из известных и соответствует свету, излучаемому в то время, когда Вселенной было чуть меньше 300 миллионов лет. По оценкам команды, размер галактики составляет чуть более 1600 световых лет в поперечнике, по сравнению с Млечным Путем, ширина которого, как полагают, составляет 100 000 световых лет. Для далеких ранних галактик довольно типично быть ярким из-за падения газа в сверхмассивную черную дыру, но в случае JADES-GS-z14-0 свет, похоже, создается горячими молодыми звездами.

Опубликованное изображение показывает поле из тысяч далеких галактик всевозможных форм, цветов и размеров. На переднем плане видна одинокая яркая звезда с фирменными дифракционными пиками, вызванными оптикой JWST. Рамка в правом нижнем углу центра выделяет это место, на которое наложено увеличенное изображение галактики. Галактика сильно отличается от тех, которые мы обычно видим в сегодняшней Вселенной, поскольку она кажется гораздо менее структурированной.

Источник: Уэбб нашел самую далекую из известных галактик