«Видеть» паутину темной материи, окружающую скопление комы

Согласно нашим преобладающим космологическим моделям, темная материя составляет большую часть массы Вселенной (примерно 85%). Хотя его нельзя обнаружить в видимом свете, его влияние можно увидеть по тому, как он заставляет материю образовывать крупномасштабные структуры в нашей Вселенной. На основании продолжающихся наблюдений астрономы определили, что структуры темной материи имеют нитевидную форму и состоят из длинных тонких нитей. Впервые с помощью телескопа Субару группа астрономов напрямую обнаружила нити темной материи в массивном скоплении галактик, предоставив новые доказательства для проверки теорий об эволюции Вселенной.

В состав группы вошли астрономы из факультета астрономии и Центра исследований эволюции галактик (CGER) Университета Йонсей и факультета физики и астрономии Калифорнийского университета в Дэвисе (UC Davis). Их результаты появились в статье «Обнаружение внутрикластерных нитей в скоплении Кома с помощью слабого линзирования» 5 января 2024 года в Природа Астрономия. Как объяснила команда, Субару обнаружил конечные концы нитей темной материи в скоплении Комы, охватывающем миллионы световых лет.

Эйбелл 611, его галактики и темная материя
Космический телескоп Хаббл демонстрирует космическую паутину галактик и невидимой темной материи в скоплении Abell 611. Фото: ЕКА/Хаббл, НАСА, П. Келли, М. Постман, Дж. Ричард, С. Аллен.

Наши принятые космологические модели предсказывают, что скопления галактик растут на пересечении нитей темной материи, составляющих крупномасштабную структуру Вселенной («космическую паутину») и простираются на десятки миллионов световых лет. Хотя эта гипотеза подтверждается наблюдениями за распределением галактик и газа (то есть барионной или «видимой» материи) во Вселенной, до сих пор не было прямых обнаружений компонента темной материи во внутрикластерных нитях (ВКФ). Используя телескоп Субару, команда под руководством Йонсея искала признаки нитей темной материи в скоплении Комы.

Это скопление расположено на расстоянии 321 миллиона световых лет в направлении созвездия Вероники и содержит более 1000 идентифицированных галактик. Это также одно из крупнейших и ближайших скоплений галактик, что делает его хорошим кандидатом для поиска слабых признаков Темной Материи. Однако его близость также затрудняет наблюдение за всем скоплением. Но благодаря сочетанию высокой чувствительности, высокого разрешения и широкого поля зрения телескопа Субару команда смогла обнаружить эффекты слабой линзы, которые указывали на присутствие ICF в скоплении Комы.

Короче говоря, команда наблюдала, как свет усиливается нитями темной материи, простирающимися на миллионы световых лет. Это первый раз, когда эти нити были подтверждены напрямую, предоставив новые доказательства существования Темной материи и средства проверки космологических теорий.

Дальнейшее чтение: Субару Телескоп