Вот первое изображение Хаббла в новом режиме наведения

Вероятно, именно так всегда выглядела гибель космического телескопа «Хаббл»: компоненты выходят из строя один за другим, и нет возможности их заменить. За последние несколько месяцев «Хаббл» неоднократно переходил в безопасный режим, поскольку один из трех оставшихся гироскопов продолжает давать ошибочные показания. Но «Хаббл» и люди, которые им управляют, устойчивы и находчивы. Телескоп вернулся к научным операциям, хотя и в режиме одиночного гироскопа.

НАСА опубликовало первое изображение, полученное «Хабблом» в этом режиме, и ясно, что «Хаббл» работает хорошо.

Это изображение является вкладом Хаббла в работу по наблюдению с помощью трех телескопов на разных длинах волн. В этом задействованы как космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST-инфракрасный), так и Большая миллиметровая/субмиллиметровая решетка Атакамы (ALMA-радио). Хаббл сделал это изображение с помощью своей широкоугольной камеры 3 (WFC3).

«Новое изображение впечатляющей галактики, полученное Хабблом, демонстрирует полный успех нашего нового, более стабильного режима наведения телескопа».

Доктор Дженнифер Уайзман, старший научный сотрудник проекта «Хаббл», Центр космических полетов имени Годдарда НАСА

На изображении изображена линзовидная галактика NGC 1546, которая находится на расстоянии около 61 миллиона световых лет в созвездии Дорадо. Галактика ориентирована так, что свечение ее ядра освещает пылевые полосы. Пыль поглощает звездный свет, а затем снова излучает его на более низких длинах волн, в результате чего пыль кажется коричневой. Ядро желтоватое, что указывает на наличие более старых звезд. Ярко-голубые области, выглядывающие из пылевых полос, — это места, где происходит активное звездообразование. Также видны фоновые галактики, включая вид с ребра красноватой спиральной галактики слева.

«Хаббл» начал свою миссию с шестью гироскопами, которые помогают телескопу наводиться на выбранные цели. Сейчас их осталось всего три, и один из них неоднократно доставляет проблемы. НАСА сообщает, что гироскоп испытывает «насыщение», а это означает, что Хаббл находится на максимальной скорости нарастания, независимо от фактической скорости нарастания.

Но, как показывает это изображение, научные операции по-прежнему эффективно продолжаются, хотя НАСА заявляет, что в режиме одиночного гироскопа существуют некоторые незначительные ограничения. В этом режиме обзор некоторых участков неба в телескоп ограничен. Режим одиночного гироскопа является частью конструкции телескопа на случай, если четыре или пять из шести гироскопов выйдут из строя.

Удивительно, что космический телескоп может работать с одним гироскопом. Он может улавливать свет от объектов, находящихся на расстоянии миллиардов световых лет, путешествуя со скоростью около 27 000 км/час (17 000 миль/ч). Все это время он сохраняет пристальный взгляд. НАСА описывает это как наведение лазера на десятицентовую монету на расстоянии более 320 км (200) миль. Телескоп требует длительной выдержки; иногда он фокусируется на одном времени в течение 24 часов.

Это второй комплект Хаббла из шести гироскопов. Все они были заменены во время миссии по обслуживанию в 2009 году.

Hubble gyro replacement 1024x538 - Вот первое изображение Хаббла в новом режиме наведения
На этом изображении астронавт Майк Массимино работает над снятием и заменой блоков датчиков скорости Хаббла, которые содержат гироскопы телескопа, во время миссии обслуживания 4 в 2009 году. Все гироскопы Хаббла были заменены во время миссии. Изображение предоставлено: НАСА

«Новое изображение впечатляющей галактики, полученное Хабблом, демонстрирует полный успех нашего нового, более стабильного режима наведения телескопа», — сказала д-р Дженнифер Уайзман, старший научный сотрудник проекта Хаббла в Центре космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд. «Теперь нас ждут многие годы открытий, и мы будем изучать все, от нашей солнечной системы до экзопланет и далеких галактик. Хаббл играет важную роль в астрономическом инструментарии НАСА».

У всего есть начало и конец, включая Хаббл. Со временем гироскопы и другое оборудование будут продолжать выходить из строя. Как и в случае с другими устаревшими космическими кораблями, такими как зонды «Вояджер», инженеры и сотрудники миссии будут адаптироваться и искать новые способы поддержания работоспособности телескопа, возможно, с меньшими результатами. Но однажды космический телескоп перестанет функционировать.

Учитывая весь вклад Хаббла, это будет очень печальный день, когда телескоп поделится с нами своим окончательным изображением.